Озерная школа (Английская Литература)



Вордсворт (WORDSWORTH) (1770-1850), КОЛРИДЖ (COLERIDGE) (1772-1834),’ САУТИ (SAUTHEY) (1774-1843) – английские поэты, объединенные общим названием “озерная школа” или “лейкисты” (от англ. lake – озеро). Некоторое время они жили в краю, который славился своими озерами, – Кемберленде ХСев. Англия).

Все трое с восторгом встретили Французскую революцию, в идеях которой их привлекали этические ценности. Под ее влиянием Колридж и Саути мечтали уехать в Америку и создать там коммуну “Пантисокра-тию”.

Вордсворт считал проект утопическим и хотел заняться

улучшением жизни крестьян в Англии.

С этой целью он собирался издавать журнал “Человеколюб”. После якобинского террора1 все они разочаровались в революции.

Основные принципы поэзии “лейкистов” сформулированы в “Предисловии” ко второму изданию “Лирических баллад” (1800). Они утверждают превосходство Воображения над просветительским Разумом. С помощью фантазии и интуиции поэт может глубже проникнуть в суть вещей и характеров.

Вордсворт подчеркивает и воспитательную функцию искусства. Поэты – пророки и законодатели общества, они несут моральную ответственность за судьбы

людей.

Поэзия “лейкистов”, при неповторимом своеобразии каждого, имеет общее: опираясь на народное творчество, они писали “для всех, языком, доступным каждому” (Вордсворт). А. С. Пушкин приветствовал ориентацию поэтов “озерной школы” на народную балладу: “Произведения английских поэтов исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина”.

Отличительные признаки литературной баллады “лейкистов” – лиричность и драматизм. Главные герои – простые люди, хранители многовековых традиций.

Основным предметом поэзии Вордсворта стала сельская жизнь. По мнению поэта, в простой обстановке и обыденных ситуациях ярче раскрываются человеческие страсти. “Пасторальные” баллады2 Вордсворта рассказывают о тяжелом положении крестьян и их семей: о горе человека, который должен зарезать последнюю овцу и его дети будут обречены на голодную смерть (“Последняя из стада”), об отчаянии девочки, оказавшейся против воли в городе и тоскующей по родным местам (“Мечты бедной Сьюзен”).

Иногда предметом размышления поэта становились обычные картины природы: непритязательные цветы, веселая бабочка, маленькая птичка. Согласно Вордсворту, природа помогает жить, дает радость и успокоение.

Если Вордсворт через незначительные ситуации изображает сильные чувства, то предметом поэзии Колриджа становится необычное и сверхъестественное. В своих балладах он показывает, как тайна врывается в нормальное течение жизни и нарушает ее.

Повествование о судьбе старого моряка – героя баллады Колриджа “Сказание о старом Мореходе” – пронизано атмосферой страха и ужаса. История жизни простого человека, совершившего преступление и раскаявшегося в содеянном, ярко выражает авторскую мысль – возлюбив природу, осознав ее божественность, человек может возродиться к жизни.

В поэме “Кристабель” Колридж изображает встречу молодой девушки Кристабель с прекрасной Джеральдиной, в глазах которой светится змеиный огонь. До сих пор образ таинственной Джеральдины вызывает споры: находится ли она под влиянием колдовских чар или же сама их воплощает.

Мир баллад Саути – таинственный и загадочный. Саути увлекает сказочность фольклора, что проявляется при изображении ведьм, кровожадных призраков, чертей и мертвецов. “Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне и кто сидел впереди” основана на мотиве борьбы дьявола за человеческую душу. Однако сверхъестественные образы и ситуации, используемые поэтом, не вызывают ужаса и страха.

Для баллад Саути характерно искусственное нагнетение драматизма (“Предостережение хирурга”) и выделение дидактического3 начала (“Суд божий над епископом”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Озерная школа (Английская Литература)