Основные принципы творчества Бальзака
Философские этюды дают представление — самое общее — о отношении автора к творчеству («Неизвестный шедевр»), страстей и человеческого ума («Поиски абсолюта»), размышления о «социальном движителе всех событий» («Шагреневая кожа» ). Сцены обычаев в формах самой жизни воссоздают реальную действительность, раскрывая ее истинную сущность. Из-за предубежденного изображения современности критика часто называла Бальзака аморальным писателем, на что он отвечал: «Если бы картины, нарисованные писателем, были фальшивыми, критика
Это — манифест реалистического искусства Франции. В основу его метода положена научность. Имена исследователей природы Ж. Кювье, Г. В. Лейоница и Ж. Л. П. Бюффона указывают на источники его теории. Это — утверждение взаимосвязи и взаимообусловленности всех частей живого организма, а у писателя — единство общественного организма
Вместе с тем, — это утверждение зависимости каждого организма от окружающей среды, а также поиски системы в жизни общества и причинно-следственных связей его развития. Сопоставляя мир природы с человеческим обществом, Бальзак все время помнил о существенных отличиях и о большем количестве причин и их большой сложности, когда речь идет о мире людей. Именно поэтому писатель утверждал, что человеческое общество необходимо изображать в постоянном изменении, зависимом от «ступенек цивилизации», отстаивая тем самым необходимость социальновременной детерминированности в литературе.
Создавая свою историю общества как историю обычаев, Бальзак исходил из необходимости изображать «мужчин, женщин и вещи», понимая под «вещами» материальное воплощение мышления людей. Вещи у Бальзака — это убеждения людей, объективный ход событий, в романном мире — материальные предметы, реалии, характерные для определенного исторического времени. Именно из-за этого значительное место он уделяет описаниям места действия, портретам персонажей, их одежде: все это в совокупности определяет убеждения героя, его социальную функцию.
Его реализм аналитический, автор исследует причины возникновения и сущность тех или иных типов, созданных социальной средой.
Социальную среду Бальзак считал основным движителем страстей и событий в человеческом обществе. Создавая историю обычаев своего времени, Бальзак считал необходимым вслед за В. Скоттом показать современное общество через изображение личных отношений. В центре его рассказа — семьи и семейные отношения, но автор показывает, как они подчиняются основным тенденциям времени, как отношения в семьях Растиньяков, де Ресто, Нусинженов, Тайферов — буржуа и аристократов — выстраиваются на денежных расчетах, как на смертном одре отец Горио выкрикивает, что за деньги можно купить все, даже дочерей.
Лишь труженики Бьяншон, Деплен и им подобные оказываются способными на проявление искренней человеческой заботы: их не зацепила коррозийная власть золота.
Утверждая, что историком должно быть само французское общество, и отводя себе — автору — роль секретаря, Бальзак вместе с тем заявлял, что роман должен быть «лучшим миром», писатель — равняться государственным деятелям, поскольку он высказывает определенную мысль о «человеческих делах», дает «философию истории», исходя из «полнейшей преданности принципам». О себе он говорил, что пишет историю своего общества, опираясь на принципы религии и монархии. Будучи последователем своих современников-историков Ф. Гизо, О. Минье, О. Тьерри, Бальзак, как и они, не принимал режима Реставрации, уничтоженного Июльской революцией, но, в отличие от них, Бальзак не увидел в Июльской монархии разрешения разногласий.
Стараясь найти социальное равновесие, он идеализировал законную — легитимную — монархию, надеясь на твердую власть короля.
Стойкость создается, по его мнению, и религией. Но во всей «Человеческой комедии», писал соотечественник Б. Андреа Вюрмсер, «вы не найдете дифирамбов монархии или католицизму». Философские этюды. «Неизвестный шедевр» (1830) посвящен соотношению правды жизни и правды искусства. Особенно важны позиции художников Порбуса (Франсуа Порбус Младший (1750-1620) — фламандский художник, который работал в Париже) и Френхофера — личности, выдуманной автором.
Столкновенье их позиций раскрывает отношение Бальзака к творчеству. Френхофер утверждает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать… Иначе скульптор выполнил бы свою работу, сняв гипсовую копию с женщины…
Нам необходимо схватывать душу, содержание, движение и жизнь».
Сам Френхофер поставил себе невыполнимую цель, которая противоречит настоящему искусству: он хочет на полотне при помощи красок создать живую женщину. Ему даже кажется, что она ему улыбается, что она — его Прекрасная Нуазеза — дышит, весь ее образ — физический и духовный — превосходит образ реального человека. Но это идеальное существо и это идеально выполненное существо видит лишь Френхофер, а его ученики, в том числе и Порбус, в уголкеу картины увидели «кончик голой ноги, которая просматривается из хаоса красок, тонов, неопределенных оттенков, которые образовывают какую-то бесформенную туманность — кончик соблазнительной ноги, живой ноги».
Увлеченность, с одной стороны, формой, а с другой — желанием поставить искусство над реальной действительностью и подменить им реальность привела гениального художника к катастрофе. Лично Бальзак, не принимая ни субъективности, ни копирования в искусстве, убежден, что оно должно воссоздавать природу, схватывать ее душу и суть. Философскую повесть «Шагреневая кожа» (1831) автор назвал «формулой нашего настоящего столетия, нашей жизни, нашего эгоизма», указав, что все в ней — «миф и символ».
Само французское слово le chagrin можно перевести как «шагрень» (шагреневая кожа), но оно имеет омоним, вряд ли неизвестный Бальзаку: le chagrin — «печаль», «горе». И это важно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, освободив героя от бедности, на самом деле послужила причиной еще большего горя. Она уничтожила способности к творческим порывам, желание наслаждаться жизнью, чувство сожаления к другим, что объединяет человека с людьми, уничтожила наконец духовность того, кто владеет ею. Именно из-за этого Бальзак заставил банкира Тайфера, который разбогател, совершив убийство, одним из первых приветствовать Рафаэль де Валантена словами: «Вы наш…».
Слова: «Французы равны перед законом» — отныне для него вранье, с которого начинается хартия. Не он будет подчиняться законам, а законы — ему». В этих словах действительно заложена «формула» жизни Франции XIX ст.
Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, используя условность, допустимую в философском жанре, Бальзак создал почти фантастическую картину существования своего героя, который, сделавшись слугой своего богатства, превратился в автомат. Объединение философской фантастики и изображение действительности в формах самой жизни определяет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей, Бальзак, например, с медицинской точностью изобразил физические страдания больного туберкулезом Рафаэля. В «Шагреневой коже»
Бальзак подал фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и проявил с его помощью основной социальный движитель общества — денежный интерес, который разрушает личность. Этой цели подчинена и антитеза двух женских образов — Полины, которая была воплощением доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в которой сгущены присущие обществу бездушность, самовлюбленность, честолюбие, суетность и страшная скука, рожденная миром денег, которые могут дать все, кроме жизни и любящего человеческого сердца. Одним из важных образов повести является антиквар, который открывает Рафаэлю «тайну человеческой жизни».
По его словам, а в них отображены размышления Бальзака, которые непосредственно воплотятся в его романах, человеческая жизнь может быть обозначена глаголами «желать», «суметь» и «знать». «Желать — сжигает нас, — говорит он, — а суметь — уничтожает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно находиться в спокойном состоянии». В состоянии «желать» находятся все юные честолюбцы, ученые и поэты Бальзака — Растиньяк, Шардон, Сешар, Валантен.
Состояния «суметь» достигают лишь те, кто имеет сильную волю и умеет приспосабливаться к обществу, где все продается и где все покупается. Лишь один Растиньяк сам становится министром, вступает в брак с наследницей миллионов. Шардону временно удается достичь желаемого при помощи каторжника-беглеца Вотрена.
Валантен получает губительную, но всемогущую шагреневую кожу, которая действует, как Вотрен: дает возможность приобщиться к благам общества, но за это требует покорности и жизнь.