Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щед­рина?



Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравствен­но-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в “Губерн­ских очерках”, “Помпадурах и помпадуршах”, “Истории одного города”, “Господах Головлевых”. Все эти темы находят отраже­ние и в “Сказках”.

Какая деталь в “Сказке о том, как один мужик двух генера­лов прокормил” говорит о рабской покорности народа?

В “Сказке о том,

как один мужик двух генералов прокормил” М. Е. Салтыков-Щедрин показал, что паразиты-генералы не спо­собны ни к какому труду. Они привыкли пользоваться трудом мужика, который безропотно выполняет все их прихоти, вплоть до того, что сам вьет веревку, которой генералы привязывают его к дереву, чтобы не убежал. Эта деталь подается с горькой иронией – М. Е. Салтыков-Щедрин осуждает пассивность и по­корность народа.

Что такое аллегория? Приведите примеры.

Аллегория – это иносказание, когда под видом животных, например, изображаются какие-то черты человека. В сказке “Мед­ведь на воеводстве”

М. Е. Салтыков-Щедрин под видом медведя изобразил тупого и жестокого правителя, которого можно усми­рить только рогатиной. В сказке “Коняга” образ Коняги – это аллегория трудового народа, лишенного всех радостей жизни.

Его трудом пользуются Пустоплясы – буржуазные интеллигенты, рассуждающие о народе, но не способные изменить его жизнь.

Что такое гротеск? Приведите примеры.

Гротеск – прием условности, основанный на преувеличении, доходящем до фантастических размеров. Но такое преувеличе­ние, хотя и выводится за пределы правдоподобия, выступает как реалистически мотивированное, выявляющее скрытые потен­циальные возможности явления или персонажа. Так, в “Истории одного города” М. Е. Салтыков-Щедрин создает гротескные об­разы градоначальника с фаршированной головой, градоначаль­ника с головой-органчиком.

Какой вывод делается в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина “Орел-меценат”?

В сказке автор делает вывод, что “просвещение для орлов вред­но” и “орлы вредны для просвещения”.

Что символизируют образы Коняги и Пустоплясов?

Коняга – это бесконечно трудящийся народ, закабаленный и бесправный, плодами труда которого пользуются болтуны Пус­топлясы. Под Пустоплясами М. Е. Салтыков-Щедрин изобразил представителей разных идейных направлений: либералов, славя­нофилов, реакционных народников, рассуждающих о несокру­шимости духа Коняги-народа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щед­рина?