Основные черты раннего творчества М. Горького

1. Темы раннего творчества писателя.
2. Романтический герой.
3. Подвиг во имя людей.
Меня называют бытовиком. Даже натуралистом. Но какой же я бытовик?

Я – романтик.
М. Горький
Рассматривая раннее творчество М. Горького, критики расходились во мнениях – одни утверждали, что творческий метод Горького – реализм, так как он придерживался натурализма в деталях, другие называли его метод романтизмом. Было даже компромиссное название – “романтический реализм” или “неореализм”. Сейчас принято называть характерной

особенностью раннего творчества Горького синтез романтизма и реализма. Сам Горький считал себя романтиком.

Он перенес романтические традиции из XIX в XX век, чтобы в литературе его времени появился такой герой, за которым пошли бы люди. Писателя всегда волновали вечные вопросы – о движущих силах истории, назначении человека и смысле жизни, соотношении личности и коллектива, веры и религии, свободы и необходимости, гуманизма и жестокости. Искоренить в мире злобу и насилие – вот какую цель ставил Горький.

Возрождение романтизма в это время происходило не только в русской, но и в зарубежной литературе.

В книгах того времени отражалось предчувствие глобальных перемен. Это толкало писателей на поиск романтического идеала.

Горький воспевал Человека с большой буквы: “Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все. Он создал даже Бога…

Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться, – вместе с ним из века в век. Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа”. По мнению Горького, разум и воля могут многое изменить в жизни.
Романтическим обычно называют ранний период творчества Горького, когда были написаны “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”. Эти произведения отличались большим многообразием жанров – Горький писал рассказы, легенды, сказки, поэмы. Все эти произведения объединяют характерные герои.

Это не люди современности – Горький прибегает к форме легенд, преданий, песен, чтобы обозначить идеал человека, который до сих пор живет в памяти людей. Активные борцы за справедливость, красивые внешне и духовно, его свободолюбивые герои жаждут бури, подвига, они готовы бескорыстно посвятить людям всю свою жизнь или отдать ее ради счастливого будущего других поколений.
В рассказе “Макар Чудра” писатель обращается к самому воплощению свободы – цыганам, рисует гордого романтического героя, свободного от всего, неспособного на компромиссы с чувством собственного достоинства. Лойко Зобар напоминает сказочного добра молодца – красивого, удалого, мудрого, отважного. Его характерные черты – стремление к свободе, воле, гордость.

Макар Чудра, который рассказывает легенду, тоже считает вольную цыганскую жизнь своим идеалом. Поэтому Лойко в итоге предпочитает смерть, нежели жизнь и любовь без свободы. Красивых, смелых и сильных героев приводит к смерти конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Гибель героев в устах Макара Чудры воспринимается как торжество жизни и воли.

Автор же показывает, что в его герое были зачатки борца, способного совершить подвиг во имя людей, но ему мешает гордыня.
Герой рассказа “Старуха Изергиль”, высокомерный гордец Ларра, сын женщины и орла, находит наказание в себе самом: “Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!” Вечное одиночество – вот к чему приводит гордость. Второй, о ком рассказывает старуха Изергиль – Данко.

Как и Ларру, его можно назвать сверхчеловеком, но если Ларра совершает преступление в мире людей, то Данко, наоборот, подвиг. Он способен повести за собой окружающих, вселить в них надежду, веру. Этот романтический герой жаждет посвятить себя людям до такой степени, что вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить им путь, и умирает.

А сердце продолжает светить.
Подвиг во имя людей – вот что должен совершить романтический герой, преодолевая даже их неверие. Данко любит соплеменников, поэтому и выводит их из мрака к свету, а вот они относятся к герою по-разному, начиная от неверия и заканчивая тем, что один “осторожный человек” тушит ногой его горячее сердце. Старуха Изергиль считает, что “в жизни всегда есть место подвигам”. Она сама не раз рисковала жизнью ради кого-то.

Она не стала героиней, но каждый человек должен стремиться стать лучше.
Данко – это образ вождя, героя-одиночки, он готов. поделиться своим пламенным огнем души с другими, отдать свое сердце людям. Этот рассказ служил долгое время средством революционной пропаганды.
В “Песне о Соколе” героическая личность – Сокол – сталкивается с миром обыденности, с обывателем Ужом. В в произведении мы узнаем того же свободолюбивого романтического героя-борца, что и в рассказах. Сокол говорит о счастье битвы с врагом, о подвиге.

Уж воплощает мещанские взгляды на жизнь: “- Ну что же – небо? – пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!

Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. И так подумал: “Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет”…”.
Горький воспевает “безумство храбрых”, в котором и есть “мудрость жизни”, говорит о том, что смерть Сокола не напрасна: “Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

“Песня о Буревестнике” воспевает грядущую революцию. Буревестника автор называет “пророком победы”, смелым, в чьем крике смешались “жажда бури, сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе”. Черная молния, стрела, черный демон бури – вот он новый герой революции.

Горький стал создателем нового направления в русской литературе – социалистического реализма, который он называл “социалистическим романтизмом”, и его истоки – в ранних произведениях писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Основные черты раннего творчества М. Горького