О силе и бессилии речевых стереотипов в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба»
Cтатья П. В. Николаевой (Ивановский государственный университет) основана на известном наблюдении, что в мире Гоголя часто нарушаются привычные связи между предметами, людьми, обстоятельствами. «Даже если оставить в стороне фантастику «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и петербургских повестей, мы увидим, что в произведениях, которые в школьной практике считаются реалистическими, писатель с легкостью соединяет то, что в пределах обычной логики едва ли может сочетаться. Например, крыша суда в Миргороде остается некрашеной, потому что
Жених, за которого сделал предложение его друг, в последний момент, вместо того чтобы идти под венец, выпрыгивает в окно». Автор ставит своей целью «выяснить, что же устремляет героя комедии «Женитьба» к венцу и что в конечном счете заставляет его отказаться от этого».
Прослеживая
До паузы идут аргументы в пользу женитьбы, после паузы — против. Но различие между двумя частями не столько в содержании, сколько в происхождении занимающих Подколесина мыслей.
Первая часть монолога Подколесина — старательное, ученическое воспроизведение ранее слышанного. Но здание из советов, просьб, уговоров, убеждений и упреков, с таким трудом возведенное Кочкаревым и увенчанное согласием Подколесина жениться, мгновенно рушится, как только начинает звучать живое слово жертвы его красноречия. Риторические, книжные интонации сменяются взволнованными, непосредственными, идущими от души, в которых слышна паника.
Мы становимся свидетелями противоборства слова, усвоенного от других людей, содержащего в себе представление о должном и общепринятом, и слова своего, глубоко личного, отражающего смятение человеческой души. «Готовое» слово оказывается не всесильным. В итоге Подколесин освобождается от власти внушенного ему слова и принимает окончательное решение — бежать через окно».
- Герой комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» Образ Подколесина продолжает цепь «необыкновенных» героев писателя. Развивая «идею бессмыслицы, заключенную в самом акте брака, соединения навечно двоих людей» (И. П. Золотусский), писатель показывает на первый взгляд обычного нерешительного человека, довольно крупного чиновника, решившего найти счастье в узах Гименея. Парадоксальность образа в том, что Гоголь нарисовал не обычного закоренелого холостяка из традиционного водевиля. Подколесин готов […]...
- Краткое содержание комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не […]...
- Характеристика персонажей в комедии Гоголя «Женитьба» Центральный момент первого действия — последовательное появление в доме Агафьи Тихоновны искателей «счастья». С удивительным художественным лаконизмом писатель создает необыкновенно выразительные портреты героев. С первых фраз, произнесенных действующим лицом, становятся ощутимыми характерные черты его облика. Коллежский асессор Яичница пришел па смотрины между делом, не намереваясь здесь долго задерживаться. «Пожалуй, пождать — подождем,- заявляет он сразу […]...
- «Женитьба», анализ комедии Гоголя История создания Комедия Гоголя «Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре. Комедия создавалась около 9 лет, […]...
- Гоголь, Анализ произведения Женитьба, План Анализ произведения Это комедия, отражающая жизнь провинциального дворянства. Все действие здесь группируется вокруг одного важного события — женитьбы. Реальная жизнь показана здесь нелепой, смешной и абсурдной. Это социально-бытовая пьеса, герои которой наделены психологизмом. План 1. Решение Подколесина жениться. 2. Визит свахи. 3. Посещение невесты. 4. Описание женихов. 5. Агафья Тихоновна отказывает всем, кроме Подколесина, благодаря […]...
- «Женитьба» Гоголя в кратком изложении Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не […]...
- Женитьба Гоголь Николай Васильевич 1809-1852 Женитьба (комедия в 2-х действиях) 1833 г. Действующие лица: Агафья Тихоновна — купеческая дочь, невеста. Арина Пантелеймоновна, тетка. Фекла Ивановна, сваха. Подколесин — служащий, надворный советник. По жанру перед нами драматическое произведение (комедия). Завязка: Кочкарев вызывается без помощи свахи женить Подколесина. Кульминация: жених сбегает через открытое окно от невесты. Развязка: жених […]...
- Обрисовка характера образа Подколесина в комедии «Женитьба» Обрисовка жизненного прозаизма в комедии тесно связана с темой косности сознания, быта. Внутреннюю «застойность» мы ощущаем во всех основных образах пьесы. Но с особой выразительностью она предстает в Подколесине. Углубление первоначального замысла «Женихов», включение в комедию образа Подколесина помогало раскрытию консерватизма мышления, жизненного поведения. Изображение «меркантильности», растущего влияния буржуазных отношений в определенной мере сближает «Женитьбу» […]...
- «Женитьба» Н. В. Гоголя.&;;nbsp Попытка интерпретации Воспроизводятся фотографии сцен из «Женитьбы» в постановке санкт-петербургского Театра на Литейном и русского театра «АТРИУМ» в Чикаго. Гоголевская «Женитьба», как правило, воспринимается продолжением и развитием темы «вечного холостяка», затрагивавшейся еще в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (рассказ «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). Поверхностную параллель действительно можно провести. Завязки схожи (холостяк, смертельно боящийся […]...
- Отзыв на пьесу Н. В. Гоголя «Женитьба» Пьеса Н. В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и самых разноречивых мнений. Гоголя обвиняли в том, что он вывел на сцену «маленьких людишек» — купцов и мелких чиновников, погрузил читателя в жизнь, проблемы и интересы этих «простых» людей. И действительно, героиней пьесы становится купеческая […]...
- Женитьба краткое содержание Гоголь Н. В. Женитьба Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого […]...
- Женитьба — Н. В. Гоголь Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не […]...
- Краткое изложение Женитьба Н. В. Гоголь Женитьба Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого […]...
- Краткое содержание «Женитьба» Гоголь Надворный советник Подколесин, лежа на диване с трубкою и размышляя, что не мешало бы все же жениться, призывает слугу Степана, коего расспрашивает как о том, не заходила ли сваха, так и о посещении им портного, о качестве пущенного на фрак сукна и не спрашивал ли портной, для чего барину фрак такого тонкого сукна и не […]...
- О силе доброго слова Можно ли разрешить конфликт, не прилагая при этом физическую силу, — вот главный вопрос, волнующий автора. Терри Добсон, повествуя о назревающей драке в вагоне, с восхищением рассказывает о поведении старика, успокоившего «бандита» при помощи доброго слова. Автор уверен, что в любой жизненной ситуации доброе слово, а не кулаки могут разрешить назревающий конфликт. Так и случилось […]...
- Изложение — Роль стереотипов в национальной самоидентификации украинцев Народные стереотипы — это представления и убеждения относительно других групп, которые имеют свою характеристику и оценку. Они показывают настоящую позицию народа относительно других стран, с которыми постоянно изменяются отношения. Стереотипы других народов тесно связаны с оценкой своего государства или народа, а также с видением своей народной идентификации. Народные стереотипы реагируют на разницы, которые существуют между […]...
- Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза» В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в […]...
- О развитии речевых коммуникативных умений с помощью театра Мы играем в театр Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше. Константин Станиславский Автор: Галина Николаевна Крук, воспитатель МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления №17 «Ладушки» г. Новоалтайска Алтайского края. Статья содержит теоретический материал для воспитателей. Театральную деятельность можно использовать в течение всего режима дня. С помощью ее у детей […]...
- Сочинение на тему: Вклад Гоголя в разработку жанра комедии на примере пьесы «Ревизор» По сравнению с предшественниками Гоголь внес много нового в разработку самого жанра комедии и деталей драматического произведения. Обратим внимание на мастерство Гоголя в разработке ремарок. Ни один драматург не придавал им такого значения, как Гоголь. Они несут различную нагрузку: А) указывают на смену интонации (городничий «бормочет вполголоса», «испуская вздох», «кричит» и т. п.); б) технические […]...
- Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? а. Береги честь смолоду б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива в. И жить торопиться, и чувствовать спешит Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? а. Уховертов б. Чичиков в. Шпекин г. Гибнер д. Земляника Кто из действующих лиц комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» […]...
- Бахтин М. М. «Проблемы речевых жанров» БАХТИН М. М. «ПРОБЛЕМА РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ» I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ Характер и формы использования языка так же многообразны, как и формы человеческой деятельности. Язык используется в форме конкретных высказываний участников какой-либо человеческой деятельности. Конкретные единичные высказывания могут быть как письменными, так и устными. Эти высказывания отражают условия и задачи каждой области человеческой […]...
- Белинский о комедии Гоголя «Ревизор» В 1839 году в статье о «Горе от ума», осудив комедию Грибоедова «с художественной точки зрения» (что, как он писал в письме к В. П. Боткину от 11 декабря 1840 года, ему было тяжелее всего вспоминать), Белинский восторженно приветствовал «Ревизора». Его анализ комедии Гоголя в целом, его блестящие характеристики героев «Ревизора» подробно рассматриваются нами ниже, […]...
- Тест к комедии «Ревизор» и к поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя 1. Какой эпиграф предпослан комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? А. Береги честь смолоду Б. На зеркало неча пенять, коли рожа крива В. И жить торопиться, и чувствовать спешит 2. Кто не является персонажем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? А. Уховертов Б. Чичиков В. Шпекин Г. Гибнер Д. Земляника 3. Кто из действующих лиц комедии Н. […]...
- Сочинение на тему: «Размышления о силе убеждения» Большинство из нас сталкивалось с такими ситуациями, когда речь одного собеседника понятна и легко воспринимается, а другого человека не хочется слушать уже с первых минут общения. Однако, мало кто задумывался об этом феномене, хотя он вызывает множество вопросов. Почему высказывания одних собеседников мы запоминаем на годы и спустя долгое время почти дословно можем их цитировать, […]...
- Разрушение стереотипов (Возвращение забытых имен) Я о тебе как о своем тужу И каждому завидую, кто плачет. А. Ахматова В широком потоке возвращаемой сегодня литературы можно вьщелить произведения, появление которых в печати через пятьдесят с лишним лет внесло значительные коррективы в традиционные представления о советской классике, сформировавшиеся в результате господствовавшего в течение полувека мифологического сознания. Незыблемым казался в течение многих […]...
- Цитатная характеристика городничего из комедии «Ревизор» Н. Гоголя < p>Городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановсий — одна из центральных и самых ярких фигур комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». < p>Вот как описывает Антона Антоновича автор: «Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни […]...
- Рассуждение о силе духа по тексту Шима В Ленинград пришла первая послевоенная весна (ЕГЭ по русскому) Нередко мы слышим выражения: «не падать духом», «проявить силу духа», «воспрянуть духом». Эти добрые наставления включают в себя понятия, означающие: не унывать, не отчаиваться и верить в себя. Духовно сильный человек всегда найдет выход из критической ситуации, сможет дать отпор любому грозному врагу. Сила духа означает битву без мыслей о поражении: бороться и не сдаваться, […]...
- Сочинение на тему Городничий — герой комедии Гоголя «Ревизор» Городничий — характеристика персонажа ГОРОДНИЧИЙ — центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1835, вторая редакция — 1841). В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Согласно «Замечаниям для господ актеров», «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, ведет себя очень солидно; довольно сурьезен». В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу […]...
- Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя «Ревизор» Никто не говорит о заимствовании Гоголя у Вельтмана, а между тем обстановка во время ожидания генерал-губернатора чрезвычайно напоминает ту, которая описана Гоголем в начале комедии. В. Гиппиус писал: «Внутренняя пустота Хлестакова и пассивность его — те именно качества, которые обеспечивают должную критическую оценку «путаницы»: будь он сознательный плут, каким изображен Пустолобов в «Приезжем из столицы» […]...
- Анализ сцены вранья Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет […]...
- «Правда» и «злость» в комедии Гоголя «Ревизор» Сюжет комедии » Ревизор «, так же как и сюжет бессмертной поэмы » Мертвые души «, был подарен Гоголю А. С. Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так хорошо известны каждому русскому человеку. Работа над комедией так увлекла и захватила писателя, что в письме Погодину он написал: «Я […]...
- Мир чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» — одно из самых великих произведений как в творчестве самого писателя, так и в литературе XIX века. Он решил «собрать в одну кучу все дурное в России, все несправедливости». Автор рисует нам маленький захолустный городок, где отсутствуют какие бы то ни было порядки, обличает чиновников. Обобщающий смысл «Ревизора» дан в […]...
- НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР» В «Ревизоре» Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Писатель указывал, что в этой пьесе он решился «собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости», какие совершались в тех местах и в тех случаях, «где […]...
- Стержневая тема творчества А. И. Солженицына — противостояние человека силе зла В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. «Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи», нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности?.. Это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие […]...
- ИЗНАНКА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») ИЗНАНКА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») «Поэтом жизни действительной», национальным писателем «во всем пространстве этого слова» называл Н. В. Гоголя известный русский критик В. Г. Белинский. Вся передовая Россия видела в писателе свою «надежду, честь и славу, одного из великих вождей на пути сознания, развития и прогресса». Основная заслуга Гоголя заключается […]...
- Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сочинение. Краткое изложение текста Говоря о действующих лицах своей комедии, Гоголь назвал ее единственным честным героем — смех. Действительно, пьеса полна смешных положений, неожиданных ситуаций, комических ошибок, иронических замечаний, саркастических характеристик. Даже сам сюжет комедии строится на том, что чиновники, перепуганные вестью о приезде могущественного ревизора, принимают за него пустого и ничтожного Хлестакова. Эта ошибка в финале комедии создает […]...
- Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Сочинения по литературе: Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события. Присмотримся к ним повнимательнее. […]...
- Цитатная характеристика Земляники из комедии «Ревизор» Гоголя < p>»А подать сюда Землянику!» < p>О непередаваемом равнодушии к службе людей, состоящих на ней, Гоголь говорит посредством характеристики Земляники: «человека толстого, но плута тонкого». Земляника отличается внушительной внешностью, а вот по характеру он плут и проныра, что и создает комический эффект. Будучи уклюжим и неповоротливым, он способен проскользнуть к счастливому финалу в любых неприятностях […]...
- Идейно-художественное своеобрази комедии «Ревизор» Гоголя Н. В Образ города Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются: 1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы: городские низы (мещане), купцы, городские помещики, чиновники, городничий); 2. Универсальность (Гоголь нарисовал город обычный, типичный); 3. Энциклопедичность (отражены практически все стороны жизни русского города, многие стороны жизни России, все классы […]...
- Образ города в комедии Гоголя «Ревизор» Господа туристы! Сегодня вас ожидает интереснейшая экскурсия, в ходе которой мы узнаем, как жил типичный уездный город 19 века в России. Для этого мы перенесемся в комедию Н. В. Гоголя «Ревизор». Напоминаю вам, что уездный город — это маленький провинциальный городок, находящийся «в самой глуши». Недаром гоголевский городничий говорит про него: «Да отсюда, хоть три […]...