Идейно-художественное своеобрази комедии “Ревизор” Гоголя Н. В

Образ города
Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются:
1. Иерархичность (город показан в виде социальной лестницы: городские низы (мещане), купцы, городские помещики, чиновники, городничий);
2. Универсальность (Гоголь нарисовал город обычный, типичный);
3. Энциклопедичность (отражены практически все стороны жизни русского города, многие стороны жизни России, все классы и сословия (нет только крестьян, которые не играют роли в жизни города), все государственные

институты: высшая городская власть, суд, почта, учебные и богоугодные заведения, полиция; нет только армии (по цензурным соображениям) и церкви (Гоголь был верующим человеком), широкий показ действительности: злоупотребления чиновников, праздная жизнь городских помещиков, притеснение купцов со стороны власти и их собственный обман покупателей, тяжелая жизнь мещан).
В теме Петербурга, связанной с образом Хлестакова, художественное обобщение достигает наивысшей силы, иерархическая лестница достраивается до самого верха. Автор не ограничивает сатиру уездным городом, а раздвигает границы ее до общероссийского
масштаба. Центральное место в изображении города занимают образы чиновников.
Характерные черты чиновничества
1. Взяточничество: а) Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками; б) Письмо друга Городничего: “Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому, что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки”; в) Сцена дачи взяток Хлестакову.
2. Казнокрадство: а) Земляника: “Чем ближе к натуре, тем лучше, лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”, б) Церковь, которую растащили по частям.
3. Грубый произвол: а) Отношение Городничего к купцам. “Прийдет в лавку и, что ни попадет, все берет… А попробуй прекословить – наведет к тебе в дом целый полк на постой”, б) Отношение к слесарше и унтер – офицерше, в) Почтмейстер распечатывает письма. “Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.
Единственным положительным героем комедии является смех.
H. Г. Чернышевский
“Начиная с Гоголя критика становится полностью художественной”. Комическое у Гоголя построено на внутренних противоречиях, а не на обличениях со стороны; в комедии нет положительного героя-обличителя. В задачу Гоголя входило вскрыть противоречия между внешней значительностью и внутренней ничтожностью (образ Городничего).
Средства сатирической типизации
1. “Ситуация ревизора” – это ситуация страха, влекущая за собой саморазоблачение и взаиморазоблачение персонажей.
2. Речевые характеристики: а) крылатые выражения (“легкость мысли необыкновенная”, “да” сказали мы с Петром Иванычем” и проч.); б) алогизмы (“больные выздоравливают, как мухи”); в) гипербола в сцене вранья Хлестакова (арбуз в семьсот рублей, суп в кастрюльке из Парижа, 35 000 одних курьеров и т. д.).
3. Говорящие фамилии (Ляпкин-Тяпкин, Держиморда).
4. Комичные ситуации (падение Бобчинского, Городничий надевает футляр вместо шляпы).
5. Парные персонажи (Бобчинский и Добчииский).
6. Любовная интрига носит пародийно-комический характер.
7. Непосредственное выражение авторской позиции:
А) замечания для господ актеров: “Особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть… потрясение на всех разом, вдруг”; б) авторские ремарки (“в сторону”, “в размышлении”, “поднося бумажки”, “принимая деньги”); в) Немая сцена дана в виде описательного текста. Ее смысл: Божий суд, суд истории над чиновниками, авторский суд.

Хотя Гоголь точно не определяет смысл сцены в тексте, очевидно, что ее идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой автора в торжество справедливости.
Комедия “Ревизор” является произведением критического реализма. В ней ярко изображена эпоха 30-х гг. XIX века, показаны типические характеры в типических обстоятельствах.

Особенности гоголевской сатиры – пафос социальности и пафос отрицания.
Жанровое своеобразие комедии
Драматического конфликта как такового в “Ревизоре” нет. Гоголя интересует комедия, как нравоописательный жанр, как сатирическое произведение. Любовная интрига отодвинута на третий план.

Принято считать “Ревизор” комедией общественно-политической.
Конфликт в комедия
По традиции выделяют внешнюю и внутреннюю сторону конфликта. Внешний: между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразумении, а не на глубоких противоречиях между ними. Эта сторона конфликта очень важна для общего построения произведения.

Внутренний: между властью и народом. Гоголь стремится показать, что все злоупотребления и крайности не соответствуют идеалу человека и общества. Важнейшей художественной задачей автора стало сорвать маску с “благонамеренных лиц”.
Пороки человеческого общества, темное начало души человеческой (см. выше Концепцию творчества) здесь принимают вполне конкретные социальные очертания. Вскрывая в человеческой природе “бесовщину” и исследуя ее формы, Гоголь представляет целую галерею типов, взятых из окружающей жизни. Каждый из этих героев типичен, и это суть разновидности, своего рода маски, которые надевает на себя дьявол, старающийся погубить душу человеческую, умертвить ее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-художественное своеобрази комедии “Ревизор” Гоголя Н. В