Сочинение на тему Городничий – герой комедии Гоголя “Ревизор”
Городничий – характеристика персонажа ГОРОДНИЧИЙ – центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” (1835, вторая редакция – 1841). В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Согласно “Замечаниям для господ актеров”, “уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, ведет себя очень солидно; довольно сурьезен”. В комедии Гоголя “персонажная” структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего.
С его реплики, первой
Далее Г. сквозь пальцы смотрит на амурные похождения жены, отдает случайному человеку в жены единственную дочь и впридачу коляску для Хлестакова. В начале длинной цепи этих ошибок лежит сон Г.- непонятный и потому страшный: две “необыкновенные крысы” пришли, понюхали – и пошли прочь”. Именно Г. первым пускает волну страха, который охватывает город.
Вначале он бодрится: “Страху-то нет, а так, немножко”.
Потом восклицает в “страхе”: “Что вы, господь с вами! это не он”. Во втором действии Хлестаков и появившийся на пороге Г. “в испуге смотрят один на другого, выпучив глаза”. Затем Г. слушает Хлестакова, “вытянувшись и дрожа всем телом”. Комизм усугубляется еще одним обстоятельством: по давнему наблюдению, восходящему к Гете, театр создает аналог вселенной со своими небесами, раем, землей и т. д. Именно аналог вселенной предложил Гоголь сыграть актерам в “Ревизоре” – комедии с пирамидальным построением состава участников.
В этом свете Г. являет собою пародию на Всевышнего (а Хлестаков, естественно, пародию на Дьявола: “Ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет”,- проговаривается его слуга Осип). Все это укладывается в прокрустово ложе “чертовской концепсии” Гоголя. Уездный Бог правит бал почти как настоящий: он рассуждает о грехах (“Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов”); дает оценку человеческим деяниям (“Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?”); следит за соблюдением иерархии своих “ангелов” (Квартальному: “Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку.
Смотри! не по чину берешь!”); воспитывает свое воинство (“Узлом бы вас всех завязал! В муку бы стер вас всех, да к черту в подкладку! в шапку туды ему!”). Добавим реплику Г.: “Фу ты, канальство, с каким дьяволом породнились!” Между делом Бог комедии – Г. произносит самые известные реплики, разлетевшиеся по свету и ставшие пословицами и поговорками: “Она сама себя высекла” (об унтер-офицерше); “Не нашли другого места упасть!” (растянувшемуся Бобчинскому); “Над собою смеетесь!” Возможно, по причине этой пародийности актеры Александрийского театра, где в 1836 г. впервые была поставлена комедия, “как-то потерялись” (по свидетельству А. Панаевой, дочери актера этого театра Я. Брянского): “Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли”.
Комедию “развязывает” (как и “завязывает”) именно вопрос и ответ Г.: “Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!..” Выяснение степени виновности Добчинского и Бобчинского, а также сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора – потрафление исконному чувству справедливости, живущему в каждом русском зрителе “Ревизора”. Первыми исполнителями роли Г. были И. И. Сосницкий (Александрийский театр) и М. С. Щепкин (Малый театр). По словам П. Ковалевского, М. С. Щепкин, играя Г., “умел найти одну, две ноты почти трагические в своей роли.
Так, слова: “Не погубите, жена, дети””, – произносились им “со слезами и самым несчастным выражением в лице” И этот плут на минуту делается жалок””.
В X