Сочинение на тему Городничий — герой комедии Гоголя «Ревизор»
Городничий — характеристика персонажа ГОРОДНИЧИЙ — центральный персонаж комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1835, вторая редакция — 1841). В перечне действующих лиц: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Согласно «Замечаниям для господ актеров», «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек, ведет себя очень солидно; довольно сурьезен». В комедии Гоголя «персонажная» структура провинциального, города построена по принципу пирамидальной иерархии и имеет вершиной Городничего.
С его реплики, первой в пьесе,
Далее Г. сквозь пальцы смотрит на амурные похождения жены, отдает случайному человеку в жены единственную дочь и впридачу коляску для Хлестакова. В начале длинной цепи этих ошибок лежит сон Г.- непонятный и потому страшный: две «необыкновенные крысы» пришли, понюхали — и пошли прочь». Именно Г. первым пускает волну страха, который охватывает город.
Вначале он бодрится: «Страху-то нет, а так, немножко».
Потом восклицает в «страхе»: «Что вы, господь с вами! это не он». Во втором действии Хлестаков и появившийся на пороге Г. «в испуге смотрят один на другого, выпучив глаза». Затем Г. слушает Хлестакова, «вытянувшись и дрожа всем телом». Комизм усугубляется еще одним обстоятельством: по давнему наблюдению, восходящему к Гете, театр создает аналог вселенной со своими небесами, раем, землей и т. д. Именно аналог вселенной предложил Гоголь сыграть актерам в «Ревизоре» — комедии с пирамидальным построением состава участников.
В этом свете Г. являет собою пародию на Всевышнего (а Хлестаков, естественно, пародию на Дьявола: «Ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет»,- проговаривается его слуга Осип). Все это укладывается в прокрустово ложе «чертовской концепсии» Гоголя. Уездный Бог правит бал почти как настоящий: он рассуждает о грехах («Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов»); дает оценку человеческим деяниям («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»); следит за соблюдением иерархии своих «ангелов» (Квартальному: «Он тебе на мундир дал два аршина сукна, а ты стянул всю штуку.
Смотри! не по чину берешь!»); воспитывает свое воинство («Узлом бы вас всех завязал! В муку бы стер вас всех, да к черту в подкладку! в шапку туды ему!»). Добавим реплику Г.: «Фу ты, канальство, с каким дьяволом породнились!» Между делом Бог комедии — Г. произносит самые известные реплики, разлетевшиеся по свету и ставшие пословицами и поговорками: «Она сама себя высекла» (об унтер-офицерше); «Не нашли другого места упасть!» (растянувшемуся Бобчинскому); «Над собою смеетесь!» Возможно, по причине этой пародийности актеры Александрийского театра, где в 1836 г. впервые была поставлена комедия, «как-то потерялись» (по свидетельству А. Панаевой, дочери актера этого театра Я. Брянского): «Они чувствовали, что типы, выведенные Гоголем в пьесе, новы для них и что пьесу нельзя так играть, как они привыкли».
Комедию «развязывает» (как и «завязывает») именно вопрос и ответ Г.: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Выяснение степени виновности Добчинского и Бобчинского, а также сообщение жандарма о приезде настоящего ревизора — потрафление исконному чувству справедливости, живущему в каждом русском зрителе «Ревизора». Первыми исполнителями роли Г. были И. И. Сосницкий (Александрийский театр) и М. С. Щепкин (Малый театр). По словам П. Ковалевского, М. С. Щепкин, играя Г., «умел найти одну, две ноты почти трагические в своей роли.
Так, слова: «Не погубите, жена, дети»», — произносились им «со слезами и самым несчастным выражением в лице» И этот плут на минуту делается жалок»».
В X