О композиции литературных произведений в V классе
Интересные наблюдения могут сделать школьники при чтении басен Крылова. Необыкновенно выразительно мастерство баснописца в создании внешнего облика басенных персонажей. Для детского восприятия этого недостаточно.
Чтобы представить в своем воображении Волка и Ягненка, участников квартета, пятиклассники должны внимательно рассмотреть иллюстрации, подумать, соответствуют ли изображения на рисунке их басенным характеристикам, какие детали подчеркивают силу Волка и беззащитность Ягненка, музыкальное невежество Мартышки, Осла, Козла
Угрюмый, тихий и больной… Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможенные черты И выражающий укор Спокойно-безнадежный взор…
Перечитывая эти строки и обдумывая их (см. задание учебника), пятиклассники уясняют, что стихи не просто рисуют нам внешность бурлака «с болезненным лицом», они одновременно рассказывают о тяжком бурлацком труде, страшной усталости, о беспросветной нищете и голоде, о характере забитого, бесправного и как будто примирившегося со своим положением человека.
Более подробные и серьезные наблюдения дети сделают на уроке, посвященном чтению IV главы «Детей подземелья». Вчитываясь в описание внешности Маруси, сопоставляя его с изображением Сони, учащиеся расширяют свое представление о портрете в литературном произведении, учатся сознательно обращаться к портрету как одному из необходимых элементов характеристики литературного героя.
Богатая галерея портретных характеристик открывается детям при разборе повести В. Катаева » Белеет парус одинокий » (учитель Бачей, матрос Родион Жуков, Гаврик и дедушка, сыщик, полицейский пристав, мадам Стороженко).
Наблюдая за изображением внешнего облика героев «Кладовой солнца» Насти и Митраши, учитель вместе со школьниками выясняет значение портретных деталей, яркие зрительные образы героев дети встречают в «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого. Портрет в повести Б. Полевого помогает детям уяснить думы героя, его чувства, переживания, оценить те внутренние изменения, которые очень важны для правильного понимания поступков и поведения.
О композиции в V классе дается только первоначальное представление, но школьники многое узнают о построении литературного произведения в процессе его разбора. Они усваивают традиционное построение былины и басни, получают представление об отдельных композиционных элементах — пейзаже и портрете, наблюдают за особенностью повествования в «Дубровском», где Пушкин нарушает последовательность изложения событий, и пытаются осознать художественный смысл такой перестановки. Пятиклассники практически осваивают роль эпилога (» Дубровский «, «Дети подземелья», «Повесть о настоящем человеке»).
Таким образом, сложными теоретико-литературными понятиями, такими, например, как «пейзаж», «портрет», пятиклассники овладевают постепенно: вначале они под руководством учителя учатся находить в тексте и осмыслять идейно-художественное значение тех компонентов литературного произведения, понятие о которых получают позднее, на основе накопленного практического опыта. Затем пятиклассники сознательно оперируют усвоенными понятиями в процессе анализа вновь читаемых произведений.
Методика работы над имеющимися в хрестоматии статьями «О теоретико-литературных понятиях» зависит от характера самих понятий. Если понятие формируется поэтапно, то к моменту определения понятия дети приходят с большим практическим опытом наблюдений, и поэтому можно пятиклассникам предложить прочитать статью самостоятельно, выполнив относящиеся К ней задания. Если же статья знакомит учеников с понятием, которое раскрывается в процессе изучения какого-то одного произведения (аллегория, гипербола, олицетворение), то необходимо прочитать и разобрать статью коллективно на уроке, выполнив задания хрестоматии, чтобы проконтролировать усвоение понятия пятиклассниками.