Нужна ли нам поэзия в 21 веке
В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия.
Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
Я считаю,
Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим «Зимнее утро». Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
Мороз
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение «Я вас любил…». Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны.
Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь «Что пройдет, то будет мило».
Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, «космической» поэзии Ф. И. Тютчева. Лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно.
Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву — признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной,
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный…
Поэзия развивает ум и душу человека. Есть много замечательных поэтов, чье творчество практически невозможно воспринимать без определенной «тренировки». Поэтому творчество Иосифа Бродского можно изучать только в старших классах.
Бродский — поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не «где», а «когда».
И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, «когда» Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
Творчество Бродского отличается своей особенной философией. Философия — это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и смело работал над поэтической формой своих стихотворений.
Он часто использует прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
Темно-синее утро в заиндевевшей раме
Напоминает улицу с горящими фонарями,
ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
Там звучит «Ганнибал» из худого мешка на стуле,
сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
что до черной доски, от которой мороз по коже,
так и осталась черной. И сзади тоже.
Исходя из всего выше сказанного, приходишь к выводу, что поэзия необходима человечеству, особенно людям 21 века. Развивая технические стороны жизни, никогда нельзя забывать о духовном развитии. Иначе прогресс будет чрезмерно однобоким. В век компьютеров и машин человеку необходимо постоянное напоминание о душе.
Я считаю, что поэзия — это лучшая духовная пища для любого развитого человека.