Николай Алексеевич Некрасов. Какие новые темы зазвучали в творчестве поэта?
Николай Алексеевич Некрасов. Какие новые темы зазвучали в творчестве поэта?
Ф. М. Достоевский отмечал, что «в поэзии Некрасов заключил собою ряд тех поэтов, которые приходили со своим «новым словом». В этом смысле он должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».
В чем, на ваш взгляд, заключалось «новое слово» Некрасова?
Новое слово было сказано Некрасовым в поэзии, прежде всего, благодаря обращению к новым для лирики темам и проблемам, выдвинутым самой жизнью русского общества 40-70-х годов XIX века, введению
1874 года «Пускай нам говорит изменчивая мода…» поэт утвердил новую разновидность элегии — гражданскую. Новым содержанием, новыми мыслями и чувствами наполнились и ставшие для литературы традиционными поэтические жанры
Какие новые темы зазвучали в творчестве поэта?
Положение русского крестьянства в дореформенной и пореформенной России, жизнь городской бедноты, сокровенные чувства людей обездоленных, положение женщины в крестьянской семье, ее мечты и повседневная суровая жизнь, тяготы материнской доли русской крестьянки. В поэзии Некрасова впервые разрабатывается образ народного заступника, отражавший появление в обществе демократов-разночинцев («Памяти Добролюбова»).
Прочитайте стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печали!..». Какой образ Музы возникает в лирике Некрасова?
Образ Музы, созданный Некрасовым, — это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, видели музу своей поэзии либо в образе одной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Аполлон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, приносящий поэту вдохновение. На фоне такой музы, изображенной в античном облике, нарисован портрет Пушкина художником-романтиком Орестом Кипренским.
В противоположность изящной музе Некрасов создает образ музы в виде страдающей русской крестьянки. В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу (это тоже новое в поэзии), указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная».
Муза Некрасова — не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и печали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа. Традиционно в лирике муза вдохновляет поэта на воспевание любви. Некрасовская муза тоже утверждает любовь к тем, кого она защищает, но утверждает через ненависть и проклятия, обращенные к носителям социального зла.
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Какой теме посвящено стихотворение «Тройка»? С каким чувством поэт рассказывает о судьбе женщины?
Стихотворение посвящено изображению доли русской женщины из простого народа. Примечательно то, что по тексту трудно определить, к какому сословию принадлежит «чернобровая дикарка». Она может быть, судя по тому, какую судьбу ей предсказывает поэт, крестьянкой, работницей или дочерью рабочих, из семьи городских ремесленников и т. д., но только не из обеспеченных слоев общества.
Она хороша собой, черноволоса, румяна, смугла, словом, привлекательна; на нее, «подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет». Она чувствительна, и, в свою очередь, способна вдохновить на любовь и молодого, и старого. Таким образом, перед нами портрет типичной для некрасовской поэзии русской женщины, который он создает с чувством нежного любования.
Но именно из-за уродливых социальных отношений счастливая судьба ей не суждена. Вот ее типичная доля, которая достается многим женщинам, образы которых запечатлены в лирике поэта. Она как бы четко сформулирована, запрограммирована:
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть.
Однако самое страшное, что предвидит поэт в судьбе этой яркой, красивой женщины, — не только физическое, но и духовное умирание: в живом лице появится «выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг». Некрасов скорбит, что ее уделом станет «бесполезно угасшая сила и ничем не согретая грудь».
Почему стихотворение названо «Тройка»?
На тройке лихо мчится проезжий корнет, на которого загляделась прекрасная девушка. Тройка здесь символ несбыточной мечты, тем более что и тройка, и корнет из другого, недоступного ей мира. Об этом говорит и завершающая строка стихотворения «…и к другой \ Мчится вихрем корнет молодой…».
Сочувствуя будущей судьбе «чернобровой дикарки», поэт, используя прием обрамляющей композиции, в двух первых (вопросом) и двух последних (прямым призывом) строфах стихотворения заклинает ее не мечтать понапрасну: «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «и зачем ты бежишь торопливо…», «Не гляди же с тоской на дорогу…», «И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!», «Не нагнать тебе бешеной тройки…». В перечитываемых нами строках мы понимаем, что автор очень сильно переживает о судьбе героини. Его сквозной мотив — не стоит мечтать о несбыточном, тем труднее расставаться будет с ним.
Диалог с героиней воспринимается нами как серьезное обвинение обществу, основанному на социальной несправедливости.
Почему стихотворение «Тройка» называется «песней-романсом»?
Благодаря своей мелодичности и повышенной эмоциональности «Тройка» была положена на музыку и стала песней-романсом. В ней есть все черты, свойственные романсу, — передача внутренних переживаний, драматизм, даже трагичность, несбывшиеся любовные мечтания, любование красотой. И вместе с тем присутствует характерная для народной песни эпичность повествования, сюжетность.
Какие новые герои введены в литературу Некрасовым?
О них уже было частично сказано в ответе на второй вопрос.
Добавим: «деревенские русские люди» («Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо» и т. д.), строители железой дороги, отрицательные персонажи — барин, вельможа, управляющий.
К. Чуковский писал: «Природа никогда не существовала для Некрасова сама по себе, безотносительно к человеческим скорбям или радостям. …Пейзаж, как всегда у Некрасова, дан в сочетании с людьми». Покажите это на примере стихотворений Некрасова.
Эта особенность некрасовской поэзии ярко проявилась в стихотворении «Родина», посвященном детским годам жизни поэта в родном имении, где он и его близкие многое перетерпели от тирана-отца.
Так, воспоминания о матери связываются с темным садом, аллеей дальней, и совершенно невероятно для стихов-воспоминаний (например, «Вновь я посетил…» Пушкина или «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова), в которых автор радуется увиденному близкому по детским годам пейзажу, у Некрасова мы находим чувство отрады, что уничтожены те картины, которые связаны с горестными воспоминаниями, когда он научился «терпеть и ненавидеть».
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и
прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо…
И набок валится пустой и мрачный дом…
«После Пушкина и Лермонтова, — отмечал Бунин, — Некрасов не пошел за ними, а создал собственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон…» Подтвердите это высказывание примерами из текстов стихотворений.
Все предшествующие рассуждения о поэзии Некрасова подтверждают верность слов Бунина. Каждый процитирует строки из полюбившихся ему стихотворений Некрасова.
Праздник жизни, молодости годы Я убил под тяжестью труда.
И поэтом, баловнем свободы,
Другом лени не был никогда.
Таких строк мы не найдем ни у Пушкина, ни у Лермонтова. Или:
И только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он, ненавидя.