Николай Некрасов о назначении поэта и поэзии
Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он считает, что быть поэтом — это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. «Поэт и Гражданин».
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению Отечеству. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится «поплатиться головой». Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не льется из-под некогда острого пера пламенных речей.
Нельзя, конечно, отождествлять
В этом стихотворении видно стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу.
Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов замолвить слово за угнетенного, униженного русского мужика. Все самые известные его произведения — «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» — посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, па стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся
Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение — неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев. За эти крамольные идеи цензура постоянно запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой.
Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.
Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это не прекрасная фея, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это «Муза мести и печали». Ее голова украшена «терновым венцом».
Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей.
Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.
Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме «Мороз, Красный нос». Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях.
Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных пи в работе, пи в веселье. Она горда, но не заносчива.
Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный «тип величавой славянки», который так дорог Некрасову.
Это тоже в какой-то мере долг поэта — не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг. Творчество Некрасова, таким образом, имеет три основных направления: предназначение поэта, размышления о Музе и огромная любовь к пароду. Тем не менее эти направления тесно переплетаются и ведут к одной цели. Эта цель — борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом.
Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? «Муза мести и печали».
Сам Некрасов в одном из последних стихотворений очень ясно говорило своем назначении, которому и посвятил всю жизнь:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий парод!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет…
Поэт мечтал посеять хоть редкие семена просвещения па народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания.
Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна. Но надежда па то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить.
Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, — неустанно писать об этом, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.