Анализ стихотворения Лермонтова “Бой”



Стихотворение “Бой” датируется 1832 годом, относясь к раннему периоду творчества Лермонтова. В нем поэт представляет читателям фантастическую картину битвы “сыновей небес”. Существует довольно распространенная версия, что на создание произведения Михаила Юрьевича вдохновила гроза. Фактически Лермонтов метафорически описывал явление природы – устрашающее и завораживающее одновременно.

При помощи средств художественной выразительности ему удалось вывести обычную пейзажную зарисовку на бытийный уровень. Гроза стала аллегорией

масштабной битвы между Злом и Добром. В бойце, на котором серебристые одежды, угадывается архангел Михаил. В православной традиции его принято считать главой святого воинства ангелов и архангелов.

В Откровении Иоанна Богослова рассказывается, как он победил “великого дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною”. В текстах Ветхого и Нового завета его иногда именовали “князем снега, воды и серебра”. Скорей всего, изображение архангела Михаила юный Лермонтов видел на иконе, которая висела в доме его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

Интересно, что поэт полностью отказывается

от упоминаний библейской терминологии. Более того – изначально лирический герой предполагает далекий от религиозных канонов финал поединка. По его мнению, победа вполне может достаться воину, выступающему на стороне Зла:
И видя злость противника второго,
Я пожалел о воине младом…

До последних строк стихотворения сохраняется интрига. Только в конце читатель узнает о том, чем завершилась битва:
…Но вихорь отступил перед громами,
И пал на землю черный конь.

Для Лермонтова было важно подчеркнуть контраст тьмы и света. Воин, представляющий силы Зла, облачен в одежды чернеца, сидит на коне черного цвета. Его противник “серебряной обвешан бахромою”.

Само описание воздушной битвы немного напоминает русскую народную сказку. Обратите внимание на следующие строки:
И кони их ударились крылами,
И ярко брызнул из ноздрей огонь…

Всадник в черных одеждах у Лермонтова не лишен обаяния, что говорит об обращении поэта к романтической традиции. Впоследствии Михаил Юрьевич будет возвращаться к подобному изображению злых сил. Пожалуй, самый яркий пример – знаменитая поэма “Демон”, работа над которой фактически началась еще в 1829 году.

Последнюю же ее редакцию Лермонтов завершил только в начале 1839-го.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Лермонтова “Бой”