Биография Некрасов Николай Алексеевич

(1821 – 1876)

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1876) – поэт, прозаик, критик, издатель.
Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал свою семью, нещадно бил крестьян.

Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев мужа.
Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери.

По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины (“Тройка”, “Мороз, Красный нос”, “В полном разгаре страда деревенская…” и др.). Именно из Грешнева Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию.
Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. В 17 лет он поехал в столицу, в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец
хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет.

За самоволие отец лишил его всякой материальной поддержки, и юноша остался без средств к существованию.
Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Некрасов писал день и ночь, но получал за это гроши.
В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком В. Г. Белинским, который оказал на Некрасова огромное влияние – нравственное, литературное, идеологическое, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.
В 1847 году писатель И. И. Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал “Современник”, основанный А. С. Пушкиным. В “Современнике” расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60-х годов. И. С. Тургенев публикует здесь “Записки охотника”, И. А. Гончаров – роман “Обыкновенная история”, В. Г. Белинский – поздние критические статьи, А. И. Герцен – повести “Сорока-воровка” и “Доктор Крупов”.

Здесь же Некрасов помещал и свои стихотворения. После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского – Чернышевского и Добролюбова.
Влияние “Современника” росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. В 1861 году умер Добролюбов, затем арестовали и сослали в Сибирь Чернышевского. В 1862 году правительство приостановило издание на восемь месяцев, а в 1866 году совсем запретило его.
Спустя полтора года Некрасов арендует “Отечественные записки” и с 1868 года до самой смерти остается редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные силы. “Отечественные записки” пользовались таким же успехом, как и “Современник”.
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 года. Он закончил поэму “Саша”, в которой хотел показать, как рождаются “новые люди” и чем они отличаются от прежних “героев времени”, “лишних людей” из среды культурного дворянства. Тогда же он написал стихотворения “Забытая деревня”, “Школьник”, “Несчастные”, “Поэт и гражданин”.

В этих произведениях обнаружились могучие силы народного певца.
Первый сборник стихов Некрасова (1856) принес поэту известность. “Крестьянские дети” (1856), созданные одновременно с “Коробейниками”, продолжают успех поэта. Поэма “Мороз, Красный нос” (1863-1864) наполнена светлой верой и доброй надеждой.
Стихотворение “Орина, мать солдатская” (1863) прославляет материнскую и сыновью любовь, которая торжествует не только над ужасами солдатчины, но и над самой смертью.
Декабристскую тему раскрывают поэмы “Дедушка” и “Русские женщины” (см. “Русские женщины”). В “Княгине Трубецкой” (1871) и “Княгине Волконской” (1872) Некрасов открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках поэм “Коробейники” и “Мороз, Красный нос”. Именно поэтому произведения о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни.

Они вдохновляли молодежь на борьбу за народную свободу.
Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу – к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа.
Герой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” (1865-1877) – все многомиллионное “мужицкое царство”. Такой поэзии еще не бывало в России. Сознание нравственной “силы народной”, предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова (см. “Кому на Руси жить хорошо”).
В 1876 году после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее, потому что в начале 1875 года он тяжело заболел. Ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Пришло время подводить итоги, и поэт создает “Последние песни”.

Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывает новые пути в поэтическом искусстве.
Он решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что раньше было совершенно недопустимо. Некрасов значительно расширил диапазон русской поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, смело включая разные речевые стили – от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля.
Но по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. В стихотворении “Баюшки-баю” устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения:
Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
дар кроткой родины твоей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Некрасов Николай Алексеевич