Биография Некрасова анализ стихи (Некрасов Н. А.)

В 1840 году в Петербурге, в типографии Егора Алипанова, была напечатана книга “Мечты и звуки. Стихотворения Н. Н.”. Автору ее – Николаю Алексеевичу Некрасову – не было и девятнадцати лет.

Любви святой, высокой, благородной

Кто не носил в груди своей огня,

Кто на порок презрительный, холодный

Сменил любовь, святыней не храня;

Кто не горел в горниле вдохновений,

Кто их искал в кругу мирских сует,

С кем не беседовал в часы ночные гений.

Тот не поэт!

Эта заключительная строфа вошедшего в “Мечты и звуки”

стихотворения “Тот не поэт” дает достаточно наглядное представление если не о художественной манере молодого сочинителя в делом, то, во всяком случае, о его эстетическом идеале.

И идеал этот, надо признаться, не очень оригинален. Миссия Поэта высока и таинственна, путь его тернист и многотруден, вдохновение подобно буре, а толпа никогда не поймет вечной загадки гения – к тридцатым годам прошлого столетия высокие каноны романтизма уже не могли никого удивить.

Из прежде значимых слов выветрился смысл, и они превратились просто в “слова”. Название первого некрасовского сборника по-своему было

весьма точным – в книге действительно были “мечты” и “звуки”, иллюзорные видения, порожденные достаточно трафаретной фантазией, стихотворческие навыки, в которых порой чувствовался сбой. (Мы не касаемся здесь сложного вопроса о том, как ранние стихи Некрасова отразились в его дальнейшем поэтическом творчестве. Наша характеристика носит заведомо суммарную оценку, при которой можно оставить в стороне отдельные удачи, несомненно присутствующие в “Мечтах и звуках”.)

Сборник был встречен критикой достаточно холодно. Особой убийственностью отличался отзыв, помещенный в № 3 “Отечественных записок” за 1840 год. Автором его был Белинский, в ту пору с Некрасовым еще незнакомый.

В незаконченном романе “Жизнь и похождения Тихона Тростникова” Некрасов так писал о своей реакции на критику “Отечественных записок”: “Но всех более огорчила и оскорбила меня критика журнала, в котором участвовали люди, недовольные настоящим порядком вещей и стремившиеся к идеалу какой-то другой, более истинной и плодотворной литературы. Здесь без шуток, отечески увещательным тоном было высказано, что писать звучные стишки без идеи и содержания не значит еще быть поэтом; что люди с истинным призванием к поэзии смотрят на свой талант как на дело святое и великое, как на достояние всего человечества и не расточают его на воспевание личных своих интересов и страданий, действительность которых к тому же подвержена еще большому сомнению, что поэт настоящей эпохи в то же время должен быть человеком глубоко сочувствующим современности; что действительность должна быть почвою его поэзии и так далее”. История с “Мечтами и звуками” преподала Некрасову жестокий урок. Книгой стихов юный мечтатель желал прославиться, сделать себе имя в словесности.

Вышло иначе. Литературное фиаско органически вписывалось в ту цепь горьких поражений, что опутала поэта.

Некрасов прибыл в Петербург в июле 1838 года после пятилетнего обучения в Ярославской гимназии. Отец будущего поэта хотел видеть сына в мундире Дворянского полка – военно-учебного заведения, воспитанники которого становились армейскими офицерами. Сам Некрасов мыслил свою судьбу иначе: он хотел учиться в университете, но главные надежды возлагал на стихи, которые должны были принести ему славу.

Отказ от поступления в Дворянский полк привел Некрасова к ссоре с отцом, лишившим его материальной поддержки. Нищета стала реальностью, какова же была эта реальность, читатели могут представить себе по “Повести о бедном Климе” и “Петербургским углам”, произведениям с отчетливой автобиографической тональностью.

Слава поэта была нужна Некрасову не из одного честолюбия, она была нужна ему насущно: стихами хотел молодой провинциал, лишенный связей и протекций, завоевать неприступный, холодный, чужой Петербург. “Мечты” рассеялись, “звуки” не были расслышаны. Некрасов не сдался.

Провинциал, пытающийся покорить столицу, занять в ней свое место,- типичный сюжет в литературе 1830 – 1840-х годов, как западноевропейской, так и русской. Итоги подобного “единоборства” хорошо известны: человек либо оказывался раздавленным, либо с ним происходило “превращение” и он приспосабливался к изначально враждебному, чужому миру, утрачивал вместе со смешной восторженностью юношеского романтизма душевную чистоту, благородство, переставая различать добро и зло, честность и подлость. Этот процесс был обстоятельно описан И. А. Гончаровым в романе “Обыкновенная история” (между прочим, младший Адуев тоже был поэтом).

Об этом же прежде писал Бальзак (вспомним Эжена Растиньяка в финале романа “Отец Горио”).

Некрасов не хотел той победы, что далась Растиньяку или Александру Адуеву. Но не хотел он превратиться и в одну из бесчисленных жертв Петербурга, как то произошло, скажем, с гоголевским художником Пискаревым, или, если взглянуть на творчество самого Некрасова, с “бедным Климом”. Его борьба была борьбой не только за хлеб насущный, но и за собственное человеческое достоинство, обрести которое можно было, лишь став на “почву действительности”.

Такой почвой стал для поэта подчас изнурительный труд литератора-профессионала, бравшегося за самую “черную” работу.

Некрасов мог писать длиннейшие стихотворные сказки (“Баба Яга”, “Сказка о царевиче Ясносвете”) для коммерческих изданий купца В. П. Полякова, мог сочинять афишу “Кабинет восковых фигур”, мог переводить с французского пятиактную драму, “не зная буквально слова по-французски”, как вспоминает Д. В. Григорович, мог писать, писать и писать, не разгибая спи-ны. Не мог он другого: никогда Некрасов не сотрудничал с Гречем и Булгариным, не боялся он и резко задевать этих “литературных промышленников”. Он сумел расслышать правду в словах Белинского о своей первой книге, он стал своим человеком в кружке великого критика, а не его литературных врагов.

Путь Некрасова к правде и поэзии был путем трудным, но честным, и путь этот стоит пристального внимания.

“Этот юноша, вышедший из праздной дворянской среды, оказался на диво неутомимым работником. В 1840 и 1841 годах он написал столько стихотворений, рассказов, сказок, фельетонов, критических заметок, рецензий, комедий, водевилей и т. д., сколько другому не написать во всю жизнь”,- отмечает крупнейший исследователь творчества Некрасова К. И. Чуковский. Разумеется, не все в некрасовском наследии первой половины 40-х годов равноценно – наиболее важной частью его представляется некрасовская проза.

Источники:

    Некрасов Н. А. Избранная проза/ Сост., послесл. и комм. А. С. Немзера; Ил. М. Ф. Петрова.- М.: Правда, 1985.-480 с., ил.

    Аннотация: Проза Н. А. Некрасова (1821–1877/1878) – яркое и характерное явление русской литературы XIX века. В повестях и рассказах, включенных в настоящий сборник, автор с присущим ему своеобразным юмором, занимательностью рисует широкую панораму российской действительности прошлого столетия. В предлагаемое издание включены такие произведения, как “Макар Осипович Случайный”, “Капитан Кук”, “Петербургские углы” и т. д.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Биография Некрасова анализ стихи (Некрасов Н. А.)