Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы «Реквием»
Народность как определяющая черта содержания и формы поэмы «Реквием».
Центром постижения души народа в поэзии Ахматовой является поэма «Реквием». Она пронизана предельно личными интонациями и одновременно несет в себе приметы недостижимой прежде всеобщности, осознанной поэтессой как неизбежная и единственно возможная тональность. Ахматова глубоко переживает личную драму — арест сына, мужа — и в то же время осознает и стремится выразить трагедию общенационального масштаба.
Именно слитность в испытаниях с народом
Поэма весьма оригинальна в сюжетно-композиционном отношении. Композиция обусловлена задачами автора. Прежде всего, речь идет о связи автора в страданиях со «стомильонным народом».
Поэма была «заказана», творчество должно было стать ответом на разгул бесчеловечных сил (прозаическое «Вместо предисловия»). Поэтесса приняла на себя тяжкое бремя быть выразительницей общих чувств и посвящает свой труд «невольным подругам двух моих осатанелых лет» («Посвящение»).
Основная
Но связь с общенациональным аспектом размышлений постоянно поддерживается: через исторические ассоциации («Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть»), фольклорность образов («Тихо льется тихий Дон…»).
Глубоко и достоверно воссоздается состояние страдающей матери, берегущей и теряющей после приговора надежду. Смерть теперь кажется желанной в сравнении с жизнью и подкрадывающимся безумием.
Особую роль играет в сюжете глава «Распятие». Библейские ассоциации позволяют обосновать мысль о том, что страдания матери ни прочувствовать кому-либо другому, ни описать до конца достоверно нельзя, нет образов и красок, чтобы это сделать. Глава к тому же отчетливо связывает мысль о страдающей матери с понятием «Родина-мать».
И тем самым подготавливаются обобщения и выводы «Эпилога».
История народа всегда изобиловала трагическими страницами, но главным ее содержанием оставалось творчество. Творчество преодолевало и «отрицало» трагедию. Трагедия возвеличивала и делала бессмертным творчество. Глубоко осознав эту истину, Ахматова завершает «Реквием» утверждением, что место памятника ей, ее поэзии, если будет заслужен, только «здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов».
Подлинная народность жизни, судьбы, поэзии была обретена здесь.
- История создания Поэмы «Реквием» История создания. Поэма «Реквием»; — одно из вершинных произведений позднего творчества А. А. Ахматовой. Поэма писалась в период с1935 по 1940 г. До середины 1962 года произведение не имело рукописного текста, а жило в памяти Ахматовой и нескольких наиболее близких ее друзей. История создания этого потаенного документа эпохи следующая: Ахматова жила в уверенности, что в […]...
- Идейно-тематическое своеобразие Поэмы «Реквием» Идейно-тематическое своеобразие. Поэма «Реквием»; автобиографична: поэтесса рассказывает о собственной судьбе, и в то же время о судьбах всех женщин, чьи мужья или дети оказались не угодны новой власти: Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, […]...
- «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А. А. Ахматовой «Реквием») Невозможно остаться равнодушным к поэме А. Ахматовой «Реквием». Трагическая судьба, страшные годы, в которые довелось жить этой по-настоящему уникальной поэтессе, вся жизнь с ее радостями, надеждами оказалась перечеркнутой: Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных «марусь». Поэма «Реквием» — попытка донести до окружающих всю боль и […]...
- История создания поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой Поэма «Реквием» — одно из вершинных произведений позднего творчества А. А. Ахматовой. Поэма писалась в период с1935 по 1940 г. До середины 1962 года произведение не имело рукописного текста, а жило в памяти Ахматовой и нескольких наиболее близких ее друзей. История создания этого потаенного документа эпохи следующая: Ахматова жила в уверенности, что в ее комнате […]...
- Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием» А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди Забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным Творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали Творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы. Источником Вдохновения […]...
- Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием», отражение в ней личной трагедии и народного горя Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой «Реквием» была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы не подвергнуться репрессиям. Только после смерти Сталина поэма была записана, но правда, изложенная в ней, все еще была опасна, а публикация невозможна. Но «рукописи не […]...
- Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова План I. Трагическая судьба поэтессы. II. «Реквием» — поэма, посвященная репрессиям. 1. История создания поэмы. 2. Трагедия женщины, матери, человека. 3. Тема памятника в поэме. III. Трагедийность поэзии […]...
- Комплексный анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Непогребенных всех, я хоронила их, Я всех оплакала, а кто меня оплачет? А. Ахматова Поэма «Реквием» (вместе с «Поэмой без героя») стала итогом творческого пути Анны Ахматовой. В ней поэтесса выразила свою гражданскую и жизненную позицию. Ранние стихотворения Ахматовой определяют подход поэта к темам Родины, родной земли, отчего дома. Стихотворение «Мне голос был…» (1917) выражает […]...
- Автобиографические основы и образно-тематическая организация поэмы Анны Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова — великая русская поэтесса, которая одним словом могла раскрыть, обнажить душу человека, воспеть тонкую организацию женской души, сложного мира женских чувств, трепет и нежность девичьей мечты, возвысить, подарив крылья мечте. Очень много выпало на долю этой хрупкой женщины. Очень много незаслуженных слез, горя и обид, которые неподъемным камнем тянули ее к грешной земле, […]...
- Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Реквием» А. А. Ахматовой Поэма «Реквием» автобиографична: поэтесса рассказывает о собственной судьбе, и в то же время о судьбах всех женщин, чьи мужья или дети оказались не угодны новой власти: Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели, И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что красивой тряхнув головой, Сказала: «Сюда […]...
- Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма «Реквием» явилась свидетельством всего, с чем пришлось столкнуться поэтессе. Внутренний мир поэта настолько удивителен и тонок, что абсолютно все переживания в той или иной степени оказывают на него свое влияние. Настоящий поэт не может оставить […]...
- О восприятии поэмы «Реквием» В учебнике помещено одно из стихотворений поэмы «Реквием» («И упало каменное слово…»). По непонятной причине оно приведено без названия («Приговор»), не разделено на строфы, как в оригинале, и дано без ссылки на то, что это часть поэмы, по которой в конце есть вопрос. «Реквием» написан в 1935-1940 годах и снабжен эпиграфом 1961 года: Нет, и […]...
- Стилистика и художественность поэмы поэме «Реквием» Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын, жутким ударом, «каменным словом» прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями, затем почти двадцать лет ожидания сына. Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит постановление […]...
- «Реквием» — автобиография или народная трагедия? (Ахматова Анна) И. Бродский говорил, что «Реквием» — автобиография поэта, а не народная трагедия. Поэма «Реквием», написанная А. Ахматовой в 30х-40х годах, является откровением, обрушившимся на Россию в послевоенные годы. Это величайшее произведение поэтессы было опубликовано лишь ближе к концу 20 века, так как в нем раскрылось все недосказанное: и последствия сталинских репрессий, и боль матерей, жен, […]...
- Нравственная, идейная и художественная значимость поэмы А. Ахматовой «Реквием» Между 1935 и 1940 годами создавался «Реквием», опубликованный лишь спустя полвека, в 1987 году, и отражающий личную трагедию Анны Ахматовой — судьбу ее и ее сына Льва Николаевича Гумилева, незаконно репрессированного и приговоренного к смертной казни, замененной впоследствии лагерями. «Реквием» стал мемориалом всем жертвам сталинской тирании. «В страшные годы ежовщины, — писала Ахматова, — я […]...
- Труды Ломоносова о необходимости единства содержания и формы литературного произведения Общественные и политические преобразования первых десятилетий XVIII в., интенсивный процесс «обмирщения» многих сторон русской действительности не могли не найти своего отражения в литературе. Но, как было уже отмечено, новая проблематика, новые идеи, попытки создания характера человека нового времени и т. п. (иными словами — так называемые «содержательные» элементы художественной литературы) все еще продолжали облекаться в […]...
- Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Имя Анны Аматовой в читательском представлении ассоциируется с любовной лирикой. И действительно, большинство ее стихотворений, особенно раннего периода, связаны с этим прекрасным чувством. Лирическая героиня ахматовских произведений — любящая, страдающая, живая женщина: Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я тер…. Печалью Напоила его до пьяна… Но, говоря о творчестве […]...
- Поэма А. Ахматовой «Реквием» Главным творческим достижением А. Ахматовой в 30-ые годы 20 века явилась, на мой взгляд, поэма «Реквием». Над лирическим циклом «Реквием», позднее названым ею поэмой, Ахматова работала в 1934 — 1940 годах, а затем и в начале 60-х годов. Эта поэма посвящена годам «большого террора» и страданиям репрессированного народа. Л. Озеров писал об этом произведении: «Именно […]...
- Сочинение на тему: «Анна Ахматова. Поэма «Реквием» Тема сочинения-Средства художественной выразительности в поэме «Реквием» В поэме «Реквием», принадлежащей перу А. Ахматовой, описаны все ужасы большого «красного» террора. Чтобы показать великое горе народа, в том числе и свое, личное, автор в поэме использует ряд тропов, исключая разве что гиперболу. Поэтесса считала, что людское горе настолько велико, что большего и быть не может. В главе «Посвящение», написанное от лица поэтессы, степень […]...
- А. А. Ахматова. «Реквием» Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. Анна Андреевна Ахматова… Это имя сейчас известно, пожалуй, всем, даже не любителям поэзии. От прабабушки, татарской княжны Ахматовой, идет этот знаменитый псевдоним, которым она заменила фамилию Горенко. Родилась Анна […]...
- Поиски формы и содержания: театра Мейерхольда, Брехта, Курбаса Среди ярчайший явлений в драматургии XX ст. были театры русского режиссера В. Мейерхольда, украинского режиссера Леся Курбаса ; «эпический театр» немецкого драматурга и режиссера Б. Брехта. Лесь Курбас (Александр Степанович Курбас) (1887 -1942) — был основателем «Молодого театра» в Украине, который зародился в мае 1916 г. как театр-студия. Молодотеатровцы хотели создать новый театр, который ограниченностью […]...
- Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием» План 1. Анна Ахматова — человек сложной судьбы. 2. Тема «испытания» в творчестве Ахматовой. 3. Материнская трагедия Ахматовой и ее отражение в творчестве. Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие которой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 1962 году она была номинирована на Нобелевскую премию по […]...
- Неотделимость художественного содержания от стиховой формы его воплощения в поэтических произведениях Стихи живые сами говорят, И не о чем-то говорят, а что-то. С. Маршак На первый взгляд кажется, что при таком ниспровержении отражаемой реальности возвышается язык, художественное слово, возведенное в роль единственного специфического героя литературоведческого анализа. Но это совсем не так. «Поэт должен,- пишет один из теоретиков «закрытого прочтения текста»,- произвольно выбирая форму контекста и заключая […]...
- Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Поэма — плач А. А. Ахматовой посвящена годам страшного террора в России и его невинным жертвам. Написание этой поэмы имело для поэта жизненно важный смысл. О реальной основе «Реквиема», его цели А. Ахматова рассказала в прозаическом Прологе, названном «Вместо предисловия»: «В тогдашние годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинградки. Как-то раз кто-то […]...
- Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Поэма «Реквием» имеет реальную основу: два года Ахматова стояла в тюремных очередях. В 1935 году был арестован ее сын Лев, в 1939 произошел второй арест сына и мужа. Поэма — это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с поэтессой этот трудный путь, всем замеченным, всем родным осужденных. В поэме отражены не только личные […]...
- Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Анна Андреевна Ахматова — это Поэт, причем Поэт именно с большой буквы. Поэтессой можно назвать любую женщину, умеющую достаточно талантливо слагать стихи, а вот для звания Поэта необходимо нечто большее, чем просто талант стихосложения. Поэт — тот, кто сквозь призму своей собственной жизни, своих чувств, радостей и трагедий может рассмотреть, почувствовать и точно передать состояние […]...
- Народность поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» Великая Отечественная война показала ошибочность известной фразы: «Когда грохочут пушки — музы молчат». В землянках, в окопах, в краткие часы затишья писатели и поэты, ушедшие на фронт военными корреспондентами, создавали те произведения, которые помогли народу выжить и победить. Ушел на фронт и А. Т. Твардовский, получив назначение на должность писателя в армейскую газету. В этой […]...
- Краткое содержание, анализ «Реквием» Ахматова «Реквием» (Поэма) Поэма из отдельных главок-осколков, написанная в 1935-1940 гг., была выстрадана поэтессой: жуткие для разведенной жены «контрреволюционера» Николая Гумилева и матери арестованного «заговорщика» Льва Гумилева тридцатые годы, постоянное ожидание ареста, чудовищные репрессии близких, семнадцать месяцев в тюремных очередях с передачами… Это не только судьба самой Ахматовой, но и большей части населения ее родины, ее […]...
- «Я была тогда с моим народом…» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Анна Ахматова прожила долгую жизнь, наполненную историческими катаклизмами: войнами, революциями, полным изменением жизненного уклада. Когда в первые годы революции многие интеллигенты оставили страну, Ахматова осталась со своей Россией, я пусть окровавленной и разоренной, но по-прежнему родной. Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я […]...
- Проблема взаимосвязи формы и содержания в искусстве (Аргументы ЕГЭ) Хочется вспомнить роман Л. Толстого «Война и мир». Уже само название говорит нам о содержании этого произведения, действительно речь в нем идет о событиях войны 1805-1807 и 1812 года, а особенно подробно автор описывает Бородинскую битву, где русский стоял насмерть против захватчиков, защищая свою Родину. В то же время мирная жизнь высшего общества, поместного дворянства […]...
- Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой А. А «Реквием» складывался постепенно (1935-1940, своеобразное стихотворение в прозе «Вместо предисловия» — 1957, автоэпиграф «Нет, и не под чуждым небосводом, / И не под защитой чуждых крыл, — / Я была тогда с моим народом, / Там, где мой народ, к несчастью, был» — из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…», 1961). Его можно назвать […]...
- Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» Рану, нанесенную родине, каждый из нас Ощущает в глубине своего сердца. В. Гюго Истинная поэзия прекрасна, потому что в ней выражена высокая правда души поэта и беспощадная правда времени. А. Ахматова понимала это, понимают это и читатели, которые любят ее поэзию и всегда, я уверена, будут любить ее проникающие прямо в душу стихи. Чтобы понять […]...
- Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока «Двенадцать» Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то, что хотел сказать автор, помогает весь строй художественного произведения: и система образов, и развитие сюжета, и, конечно, композиция. Мы попробуем доказать это на примере поэмы А. Блока «Двенадцать» . Одним из композиционных приемов, которые использует […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой Реквием На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма «Реквием» посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда многие люди были безвинно арестованы и осуждены. Коснулись эти события и Ахматовой. Она провела немало времени в тюремных очередях. Был арестован ее сын. Однако, поэма посвящена не только личным переживаниям поэтессы, но и всем матерям, […]...
- УРОК МУЖЕСТВА И ДУШЕВНОЙ СТОЙКОСТИ (по поэме А. А. Ахматовой «Реквием») УРОК МУЖЕСТВА И ДУШЕВНОЙ СТОЙКОСТИ (по поэме А. А. Ахматовой «Реквием») Поэма А. Ахматовой «Реквием» — в истории русской литературы произведение уникальное. Само его создание — акт величайшего мужества и душевной стойкости, ведь оно создавалось в разгар сталинских репрессий, буквально по горячим следам страшных событий. Если бы власти узнали о существовании такого произведения, последствия были […]...
- Трагедия народа — трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой «Реквием») Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб). Эти страшные годы Ахматова запечатлела в «Реквиеме». Поэма — это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора. Поэтесса предваряет ее прозаическим вступлением, где […]...
- Художественные особенности Поэмы «Реквием» Художественные особенности. Характерной особенностью поэмы является ее звучание. Ахматова писала, что в «Реквиеме»; единственным аккомпанементом может быть только тишина и резкие отдельные удары похоронного звона. Эта тишина звучит: песня разлуки, плач детей, женский вой, кадильный звон, хор ангелов. Во второй части «Вступления»; слышится колыбельная: Тихо льется тихий Дон, Желтый месяц входит в дом. Входит в […]...
- Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой «Реквием» и в поэме А. Твардовского «По праву памяти» На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих событий смотрят на нас сквозь «вуаль времен минувших» со страниц древних рукописей и пожелтевших книг. XX век превзошел все предыдущие столетия по тяжести и жестокости испытаний, выпавших на долю русского народа, да и не только […]...
- Гражданственность и народность в поэзии Некрасова Я лиру посвятил народу своему Гражданственность и народность в поэзии Некрасова «Я лиру посвятил народу своему…» I. Поэзия Некрасова — поэзия о народе и для народа. II. Соединение понятий гражданственности и народности как выражение новой исторической эпохи. 1. Главная тема жизни и творчества — судьба народа. 2. Трагические картины жизни России до и после реформы. А) «Стонет он по полям, […]...
- «Реквием». Анна Ахматова Анна Андреевна Ахматова. Это имя сейчас известно, пожалуй, всем, даже нелюбителям поэзии. От прабабушки, татарской княжны Ахматовой, идет этот знаменитый псевдоним, которым она заменила фамилию Горенко. Родилась Анна Андреевна под Одессой. Годовалым ребенком была перевезена на север — в Царское Село. Самыми важными моментами детства она называла впечатления о Царскосельских парках, Херсонесе, море, обучение чтению […]...