Мораль в сказках Чуковского «Мойдодыр» и «Телефон»
Ярким подтверждением таланта писателя являются сказки самого К. И. Чуковского. В 1922 году он написал «Мойдодыр», «Тараканище», в 1924 году появилась «Муха-Цокотуха», к 1925- 1926 годам относятся «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе». Каждая сказка К. И. Чуковского имеет свой завершенный сюжет, в основе конфликта лежит, как правило, борьба добра со злом.
Идея сказки и заключается в победе добра над злом, в торжестве счастья, светлого начала. Действие «Мойдодыра», как и большинства сказок Чуковского, начинается стремительно:
Что
Оказывается, Мойдодыр не терпит грязнуль… Вначале он укоряет мальчика-грязнулю, затем переходит к угрозам и, наконец, идет в наступление: двинул на него мочалки, щетки, мыло… Грязнуля бежит, пытается увернуться от мочалки…
Казалось бы, спасения нет, но «навстречу мой хороший, мой любимый Крокодил», который «мочалку, словно галку, словно галку, проглотил». Но и любимый Крокодил требует от мальчика того же, а иначе, говорит, «растопчу и проглочу». И наконец, радостный гимн в честь воды:
Давайте
Правда, в отличие от других сказок здесь герой, казалось бы, терпит поражение, но сказка учила и учит маленького слушателя ценить и понимать настоящих, требовательных друзей: Мойдодыр не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками.
Сказка «Телефон» отличается тем, что в ней нет острого, динамичного сюжета и сквозного действия. Она состоит из нескольких забавных телефонных разговоров, как бы самостоятельных фрагментов. Это прекрасный текст к игре в «испорченный» телефон.
Последовательность в запоминании этих разговоров вовсе не обязательна, потому что в игре ребенок избирает спой порядок.
- Юмор в сказках Чуковского Очень тонко, с большим чувством меры использует поэт комическую деталь. Так, в сказке «Тараканище» кот едет «задом наперед», «жаба — на метле», а слониха так расплясалась, «что румяная луна в небе задрожала и на бедного слона кубарем упала», в «Приключениях Бибигона» герой «в паутине бьется» и «прямо в миску с молоком летит оттуда кувырком». Широко […]...
- «Перевертыши» в сказках Чуковского В сказке «Чудо-дерево» ребенок вначале узнает, что на дереве должны расти «листочки и цветочки», а потом уже 1ИДИТ необычное дерево, на котором растут «чулки да башмаки, словно яблоки». Перевертыши «живут» и в других сказках К. И. Чуковского, достаточно прочитать начало «Тараканища»: Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперед. А за ним комарики […]...
- Сатира в сказках Чуковского «Тараканище» и «Федорино горе» Сказка «Тараканище», наоборот, остроконфликтное сатирическое произведение. Герой сказки — Таракан — олицетворяет собой насилие, зло. Сам-то он жалкое создание, ничего у него, кроме длинных рыжих усов, нет, однако он приводит в трепет все живое, становится «лесов и полей» повелителем. Каждое его слово — угроза: Погодите, не спешите, Я вас мигом проглочу! Проглочу, проглочу, не помилую… […]...
- Биография Корнея Чуковского Корней Иванович Чуковский — писатель, поэт, переводчик, критик. Родился Николай 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. Под псевдонимом Корней Чуковский в своей биографии писатель работал с начала литературной деятельности. Позже добавил ненастоящее отчество Иванович. В 1901 году Чуковский начал заниматься журналистикой, а спустя два года стал лондонским корреспондентом. Вернулся на родину Чуковский в 1905. Под […]...
- Повесть Чуковского «Серебряный герб» Школьное сочинение по теме произведения Чуковского «Серебряный герб». Большей известностью среди юных читателей пользуется автобиографическая повесть Чуковского «Серебряный герб». Поначалу она может показаться лишь собранием веселых эпизодов из жизни дореволюционной гимназии (см. повести «Телефон», «Да-да-да!»). Однако очень скоро повествование приобретает драматическую окраску. Героя повести исключают из гимназии. Проступок, который он совершил,- незначителен, и мальчик надеется […]...
- О торжестве и победе в сказках «Муха-Цокотуха» и «Приключения Бибигона» О торжестве светлых начал, о победе над злом рассказывается и в сказке «Муха-Цокотуха». Сюжет очень прост: Муха пригласила на свои именины друзей. Все шло хорошо, все были добры и внимательны друг к другу, но вдруг обрушилась беда: «какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок,- хочет бедную убить…». Гостей как ветром сдуло: «По углам, по […]...
- Добрый доктор Айболит в одноименной сказке Чуковского Действующими лицами многих сказок выступают животные, чаще всего это крокодил. Впервые читатели познакомились с ним в первой сказке Чуковского — «Крокодил», затем писатель вводит его и в другие сказки: в «Мойдодыре» он гуляет с детьми по Таврическому саду, в «Бармалее» глотает разбойника, в «Тараканище» с испуга проглатывает жабу. В «Краденом солнце» Крокодил «солнце в небе […]...
- Мобильный телефон друг или враг? XXI век — время современных технологий и стремительного развития человечества. Сегодня человек все больше осваивает новые просторы, осуществляет эффективные разработки и проекты в самых различных областях для удовлетворения собственных потребностей и лучшей жизни в обществе. В наше время уже никого не удивишь мобильным телефоном, хотя десять лет назад — это была настоящая роскошь. Он был […]...
- Сочинение на тему: «Мобильный телефон» В современном веке развития информационных технологий некоторые аспекты улучшения жизни людей, в частности, мобильные телефоны, стали настолько популярными и начали появляться у такого большого количества людей, это сразу вызывает некоторые вопросы. В конце концов, еще каких-то десять-пятнадцать лет назад мобильные телефоны вовсе не были так распространены, но, тем не менее, люди жили не хуже, а […]...
- Рассуждение о выбооре по тексту Гридина Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон (ЕГЭ по русскому) Выбор рассматривается в качестве одного из решений, представленных множеством вариантов, и в итоге принятого кем-либо. Человек должен осуществлять выбор ежедневно, ежеминутно и ежесекундно. Иногда это делается нами неосознанно, так как мы не успеваем даже задумываться об этом. Случается и так, что принятие решения может затянуться и продлиться месяцы или годы. Перед нами постоянно стоит право […]...
- Сочинение-размышление: Телефон в нашей жизни Для нас — это обыденность : берем трубку, набираем номер и через несколько секунд нас уже соединили — с другом в Москве или со стоянкой такси на ближайшем перекрестке. Мы обмениваемся новостями, даем или принимаем указания, приходим на помощь, договариваемся и все это — по телефону. Звонить по телефону — обыденность? Наши прадеды думали об […]...
- О сказках «Премудрый пискарь» и «Карась-идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина В сказках Щедрина (особенно поздних) порою отчетливо ощущается и авторская интонация. Так, в сказке «Премудрый пискарь» (который «жил — дрожал и умирал — дрожал») сказано: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере […]...
- «Приключения Бибигона» Чуковского в кратком содержании О приключениях крохотного лилипута, мальчика с пальчик, которого зовут Бибигон. Повествование от лица автора — то проза, то стихи. Враг Бибигона — индюк. Сказка поделена на части-приключения: Бибигон и Брундуляк, Бибигон и калоша, Бибигон и паук, Бибигон и ворона, Бибигон и пчела, Чудесный полет, Великая победа Бибигона, Конец. Отрывок из первой части: …И вдруг перед […]...
- Сочинение «Добро и зло в русских народных сказках» Сочинение «Добро и зло в русских народных сказках» Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло. Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница. Но у […]...
- Детские произведения К. И. Чуковского и В. В. Маяковского. Краткое изложение текста КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по детской литературе Орел 2007 1. Книга К. И. Чуковского «От двух до пяти», ее содержание и научная ценность «От двух до пяти» К. И. Чуковского — это книга, которую будут читать и перечитывать, доколе существует на свете род человеческий. Доколе будут сменяться и чередоваться поколения, доколе не разучатся глядеть друг на друга […]...
- Сочинение рассуждение на тему Добро побеждает зло в русских народных сказках Подготовка к ЕГЭ: Сочинение рассуждение на тему Добро побеждает зло в русских народных сказках Абсолютного добра не бывает, как и абсолютного зла. Это две грани одного мира, в котором мы живем. Но мировая литература в своем большинстве проводит четкое разграничение этих понятий. Перед нами предстоят герои различных произведений, которые находятся на одной из этих сторон […]...
- О народных сказках Народные сказки (от слова сказывать) исполнялись особым образом — напевно, неторопливо, чтобы смысл и мудрость каждого слова были услышаны и поняты. Таким искусством владел не каждый, потому искусных мастеров сказывать сказки называли сказителями. Они умели зачаровать слушателей сказкой, которая строилась по определенному плану. Сказка начинается кратким Вступлением — зачином, который создает атмосферу таинственности и размеренный […]...
- НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И НАРОДНАЯ МОРАЛЬ В СКАЗКЕ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И НАРОДНАЯ МОРАЛЬ В СКАЗКЕ К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ» Никогда раньше я не читала такой сказки, как «Теплый хлеб» К. Г. Паустовского. Кажется, будто это и не сказка вовсе, а быль. А может быть, не такое уж и чудо, что злой, необдуманный поступок грубияна Фильки вызвал страшную стужу, от которой могла погибнуть […]...
- Анализ стихотворения А. Блока «Сны». О каких сказках идет речь в стихе < p>А. А. Блок — один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока. < p>В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто […]...
- ОСТРОТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- Объединение бытового и фантастики в сказках Андерсена Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, больше всего — за два дня. Однажды его знакомый пошутил: «Напишите нам новую, забавную историю. Вы же можете написать даже о цыганской игле!». И Андерсен написал историю цыганской иглы. «Сказки сами приходят ко мне,- говорил Ганс Кристиан.- Их нашептывают деревья, они врываются с ветром». […]...
- Сочинение на тему Приемы и средства сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем обходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной форме, автор мог свободно говорить о том, что думает, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова в сказках завуалированы так, что любой мало-мальски […]...
- Краткое содержание повести Чуковского «Доктор Айболит» Путешествие в страну обезьян Жил-был на свете добрый доктор Айболит. Доктор лечил и зверей, и людей и никому никогда не отказывал в помощи. В его доме всегда жили звери. И была у него злая сестра Варвара. Варвара не любила зверей и сердилась на доктора за то, что звери живут у него комнате. С бедняков и […]...
- Сатирическое изображение правящих кругов в сказках Салтыкова? Щедрина Было бы несправедливо ограничить всю проблематику сказок Салтыкова? Щедрина описанием противостояния крестьян и помещиков и бездеятельности интеллигенции. Находясь на государственной службе, автор имел возможность поближе познакомиться с так называемыми хозяевами жизни, образы которых нашли свое место в его сказках. Примерами таковых являются «Бедный волк», «Сказка о щуке зубастой» и др. В них присутствуют две стороны […]...
- Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: «В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы». Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный […]...
- Художественное время в сказках и былинах Зображение времени в фольклоре сильно отличается от изображения его в художественной литературе — сильно нарушено традиционное единство изображения. Прежде всего необходимо определить основные аспекты, с точки зрения которых следует характеризовать данную категорию относительно фольклора: 1) условность или историчность; 2) закрытость или открытость; 3) равномерность или неравномерность; 4) направленность; 5) завершенность. В данных аспектах рассмотрим сказки […]...
- Кто и что является объектами осмеяния в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Каковы художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы («ни в сказке сказать, ни […]...
- Образ народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» В сказках великого сатирика Салтыкова-Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги — из одноименной сказки. Коняга — […]...
- Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Появление сказок Салтыкова-Щедрина в первой половине 80-х годов XIX века во многом объясняется тем, что в то время аллегорические образы и сказочная фантастика стали для писателя средством художественной «конспирации» наиболее острых замыслов. Но не только. Сказки позволили автору реализовать присущие его творчеству нравоучительность и сатирическое видение мира. Сама природа этого жанра отвечала художественным задачам писателя. […]...
- Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина Система образов. В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. Образы из Сказок писателя созданы на основе хорошо известных фольклорных образов, наделенных народной мудростью устойчивыми качествами характера: это жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и […]...
- Осмеяние обывательщины, трусости и самодурства в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Книга М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки» стала своеобразным итогом, обобщением всей творческой деятельности писателя. На ее страницах мы снова встречаемся с помпадурами, но они уже предстают перед нами в образах медведей и волков, а трепещущие либералы приобретают образ премудрого пескаря. В сказках общественная жизнь и мораль подвергнуты мастерской сатире. Это и критика самодержавных принципов правительственных верхов […]...
- Суриков, В ночном. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения? Сказочные герои в этом стихотворении взяты из «бабушкиных сказок». Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей — герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер («огонек»), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается […]...
- «Тараканище» Чуковского в кратком содержании «Ехали медведи / На велосипеде. / А за ними кот / Задом наперед. / А за ним комарики / На воздушном шарике. / А за ними раки / На хромой собаке. / Волки на кобыле, / Львы в автомобиле. / Зайчики в трамвайчике / Жаба на метле…» Едут они и смеются, как вдруг из подворотни […]...
- Что такое «эзопов язык» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждой, облекающей высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу. Н. В. Гоголь Именно Салтыков-Щедрин ввел в русский литературный обиход понятие «эзопов язык», под которым подразумевал художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегорию. Писатель, как известно, учился […]...
- Смешное и трагичное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Социально-политическая сатира — вот та область, где Салтыков-Щедрин остается непревзойденным художником. Яркое своеобразие Щедрина как писателя заключается, прежде всего, в могуществе его смеха, в искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики для создания реалистичных произведений. Смех — основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильно,- говорил Щедрин,- ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан […]...
- Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализ (Крылов И. А.) Крыловская тема «Змея», змея «умная», маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, […]...
- Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Щедрин любил народ без слепого поклонения, без преклонения перед ним: он глубоко понимал сильные стороны народной массы, но, тем не менее, зорко видел и слабые стороны ее. И это двустороннее отношение к народу — любящее и критическое — проходит красной нитью через все творчество писателя. В «Сказках» Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью закабаленного […]...
- Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- По тексту Чуковского Надо себя дрессировать», — писал Чехов (ЕГЭ по русскому) Самовоспитание… Что это такое? Какую роль оно играет в нашей жизни? На эти вопросы отвечает К. Чуковский на примере биографии известного русского писателя А. П. Чехова. Автор поднимает интересную проблему самовоспитания человека. В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте рассказывается о показательной биографии А. П. Чехова. Он писал: «Надо дрессировать себя», — в […]...
- Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок Эти слова мы знаем с детства. А что же такое сказка? И для чего они нужны человеку? Сказка — это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил. Сказка — настоящее лекарство, которое открывает перед нами дверь с удивительным, захватывающим фантастическим миром, расширяя наше познание, кругозор и воображение. Тем самым показывая, что […]...