О сказках «Премудрый пискарь» и «Карась-идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина
В сказках Щедрина (особенно поздних) порою отчетливо ощущается и авторская интонация. Так, в сказке «Премудрый пискарь» (который «жил — дрожал и умирал — дрожал») сказано: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари.
Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».
В сказке «Карась-идеалист»
Легко, конечно, посмеяться над наивным карасем: и жизни он совершенно не знает, и погибает, как глупец. Некоторые современники даже считали, что Щедрин просто издевается над верой в торжество правды и добра.
Но не мог издеваться великий писатель над теми идеями, которые воодушевляли все его творчество! Другое дело, что мечты о грядущем счастье, которое якобы само собой «со временем» наступит, казались ему
И все же — как часто побеждает зло, а не добро… В этом заключается истинная трагедия, нашедшая отражение в сцене «диспута» карася и щуки. Именно так понял смысл сказки «Карась-идеалист» замечательный Художник И. Н. Крамской. «Прежде всего, — писал он, — впечатление громадно.
Никогда еще мне на столь малом пространстве не давали современные писатели так много содержания и такого глубочайшего интереса; мало того, это до такой степени художественно, что я не могу прийти в себя от удивления! Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия!»
В своих сказках Салтыков-Щедрин обновил и переосмыслил традиционную жанровую форму, став создателем политической сказки нового типа, порою приближающейся по своему характеру к сатирическому памфлету. Только памфлетист направляет обычно свое обличие против определенного, конкретного лица или явления, а Щедрин бичует античеловеческие принципы жизни, когда подавляются добро, справедливость и совесть, а торжествуют зло, невежество и жестокость. Поэтому лучше говорить не о памфлетности сказок Щедрина, а об их общечеловеческом значении.
- Особенности авторских приемов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и «Дикий помещик» М. Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Разные стороны русской действительности подвергает сатирик осуждению и осмеянию: в «Истории одного города» — это обличение тупой и самодовольной администрации, вплоть […]...
- Сочинение по произведению Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» Как и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности […]...
- Анализ сказки «Карась-идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина Как и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности […]...
- Анализ сказки М — Е — Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» Премудрый пискарь Салтыков-Щедрин М — Е — Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» Премудрый пискарь Салтыков-Щедрин М. Е. Сказка «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина изображает обывателя либерала. Со всех сторон окруженный опасностями, Премудрый пискарь умудряется уцелеть во всеобщей борьбе за существование. А это не так уж просто — ведь кругом хищные рыбы, каждая из которых может его […]...
- Краткое изложение Карась-идеалист Салтыков-Щедрин М. Е. Салтыков-Щедрин Карась-идеалист Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». […]...
- Анализ сказки «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Второй вариант) Книгу сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина называют его итоговой работой, где в полном объеме отразились его сатирические темы. Для Щедрина сказки — это возможность выйти на более высокий уровень художественного обобщения, на уровень надбытовой — бытийный. Кроме того, сказки содержат в себе такие образы, которые не требуют дополнительных зарисовок и дополнений. Образы эти цельны и с […]...
- Анализ сказки «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина К образу пескаря Щедрин обращался еще задолго до появления этой сказки. Изображение чиновников-осетров и чиновников-пескарей можно встретить в «Губернских очерках». Позднее в «Современной идиллии» появилась сцена суда над пескарем. Сказка «Премудрый пискарь» затрагивает проблемы «среднего класса», интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества. Характеризуя […]...
- Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась идеалист» (Салтыков-Щедрин М. Е.) Тема: Власть и народ Круг проблем: взаимодействие «высших» и «низших»; интеллект; самонадеянность Основная мысль: выступая против власти и не имея никого у себя за спиной, представители «низшего» общества чаще всего оказываются «съедены» представителями высшего общества. Краткое содержание: карась спорит с ершом о жизни; он убежден, что остальные рыбы примут его мировоззрение, он выступает за равенство […]...
- Карась-идеалист краткое содержание Салтыков-Щедрин М. Е. Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ […]...
- Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» Великий сатирик писал свои произведения с помошью «эзопова языка». Известно, что народные сказки дают образцы общедоступных и убедительнейших иносказаний. Можно утверждать, что сказка — школа эзопова языка, созданная самим народом. Салтыков-Щедрин, хорошо знавший русский фольклор, воспользовался приемами, которые открывались ему в народной сказке. На их основе он и сам создал шедевры в этом жанре словесности. […]...
- Сочинение на тему Особенности авторских приемов в сказках Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь и Дикий помещик Особенности авторских приемов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик» М. Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Разные стороны русской действительности подвергает сатирик осуждению и […]...
- Карась-идеалист — М. Е. Салтыков-Щедрин Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со […]...
- Краткое содержание «Карась идеалист» Салтыков-Щедрин Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь не видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со […]...
- «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина в кратком изложении Жил-был «просвещенный, умеренно либеральный» пискарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пискарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пискарей, от человека. Пискарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днем «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берег свою […]...
- «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» — это эпическое произведение, сказка для взрослых. Однако она входит в число школьных программных произведений вполне оправданно, потому что «сказка ложь», но, ясно, «в ней намек». В данном случае это намек на общечеловеческие пороки — общественные и личные, которые так или иначе могут быть понятны и молодому поколению читателей. И поскольку произведение небольшое […]...
- Жить и дрожать? (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь») Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? Кому добрый совет дал? кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит? М. Е. Салтыков-Щедрин Великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) создавал свои сказки в то время, когда царская цензура не […]...
- Сочинение на тему Символическое значение образов животных в сказках Салтыкова-Щедрина Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки — один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором «Сказок для детей изрядного возраста». Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: «Карась-идеалист», «Орел-меценат», […]...
- Анализ сказки «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Первый вариант) Жанр сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина в полной мере проявился в 80-е годы XIX столетия. Это был период общественной реакции. Демократическим силам все труднее было преодолевать цензурные запреты. Сказка помогала перевести М. Е. Салтыкову-Щедрину в разряд иносказательного повествования разговор о наболевших проблемах эпохи. В произведении «Премудрый пискарь» на первый план выходит сатирическое изображение обывателей, […]...
- Краткое содержание сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» Жил-был пескарь. Отец и мать его жили долго, не попались ни в уху, ни щуке. И сыну так жить наказали, по принципу «гляди в оба». Пескарь был умный малый, а потому стал он раскидывать умом, как бы и ему всех бед избежать. Всякая рыба его может заглотить, потому как маленький он самый. А человек — […]...
- Краткое содержание «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина М. Е Отец и мать у пискаря были умные, прожили долго и завещали сыну смотреть в оба. Огляделся пискарь — везде его подстерегают опасности: «всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может». Да что рыба! Даже водяная блоха способна «в хребет впиться и до смерти замучить». «Даже свой брат пискарь — и тот, как […]...
- Тема либеральной болтовни в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина очень многообразно. В поэтическом наследии писателя огромное значение имеют сказки. Они привлекают жизненной правдой, честностью. К теме либеральной болтовни относятся сказки: «Карась-идеалист», «Либерал». Я хотела бы остановиться на первой. Главными героями этой повести являются карась и ерш. Их главная цель в сказке — определить, какой же на самом деле мир. Карась […]...
- Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора 2. Против чего направлена сатира в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество Б. Бюрократизм В. Глупость 3. Кто из перечисленных персонажей не является градоначальником города Глупова? А. Фердыщенко Б. Угрюм-Бурчеев В. Прыщ Г. […]...
- Народ и самодержавие в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин выступал непримиримым критиком самодержавия. В его сказках перед читателем возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры («Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского […]...
- Кто и что является объектами осмеяния в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Каковы художественные особенности «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина являются по своему пафосу и направленности политическими сатирами. Сатирические образы созданы на основе аллегории и гротеска. В сказках М. Е. Салтыков-Щедрин использует традиционные образы зверей, наполняя их новым социальным смыслом. В языке сказок часто встречаются народные пословицы, сказочные формулы («ни в сказке сказать, ни […]...
- Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова-Щедрина Жанровое своеобразие. Сказки Щедрина основаны на фольклорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе всего к литературной сказке Пушкина («Золотой петушок»;, «Сказка о рыбаке и рыбке»;, «Сказка о попе и его работнике Балде»; и др.), в которой ирония и […]...
- ОСТРОТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, […]...
- Сказки Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, а именно — сатирическую сказку-притчу. Этот жанр он развил в своем творчестве до совершенства. В своих аллегорических сказках писатель сумел сказать о русском обществе 1860-1870 гг. больше, чем историки тех лет. Чернышевский […]...
- Какова роль образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? (ЕГЭ по русскому) Сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, как и мастер басен И. А. Крылов, писал свои незабвенные произведения «эзоповым языком». Образы животных символизируют в политических сказках людей, точнее — их пороки. В «Премудром пескаре» автор иронизирует над глупостью, в «Диком помещике» — над дикарством и невежеством. В сказке «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин представляет трусливого чиновника в образе пескаря. Герой […]...
- Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери — купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует. В 1847 г. в печати появляются его первые литературные произведения — «Противоречия» и […]...
- Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: «В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы». Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный […]...
- Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Во всей русской литературе не найти человека более честного, едкого и бескомпромиссного в описании своих взглядов, чем Салтыков-Щедрин. Он беспощадно обличал русскую действительность и делал все для улучшения жизни в стране. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России», — говорит Салтыков-Щедрин. Писатель уже в конце своего творческого […]...
- Народ в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Важное место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают его «Сказки», которые подводят итог сорокалетней творческой деятельности автора. Большая часть сказок была написана в последние десять лет жизни писателя. И это, конечно, не случайно. Салтыков-Щедрин прибег к жанру сказки в 80-е годы XIX столетия, когда политическая цензура была такова, что автору пришлось найти форму, наиболее удобную и понятную […]...
- Идейно-тематическое содержание Салтыкова-Щедрина Идейно-тематическое содержание. В сказках получают развитие излюбленные темы писателя: обличение самодержавия и бюрократизма, трусости и политической несостоятельности русского либерализма, паразитизма правящих сословий, пассивности народа, обывательской психологии. Условно все сказки Щедрина можно разделить на четыре группы. Первую из них составляют сказки, содержащие сатиру на правительственные круги и господствующее сословие («Медведь на воеводстве»;, «Орел-меценат»;, «Дикий помещик»;, «Повесть […]...
- Смешное и трагичное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Социально-политическая сатира — вот та область, где Салтыков-Щедрин остается непревзойденным художником. Яркое своеобразие Щедрина как писателя заключается, прежде всего, в могуществе его смеха, в искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики для создания реалистичных произведений. Смех — основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильно,- говорил Щедрин,- ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан […]...
- ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказка — ложь, да в ней намек… А. С, Пушкин В сказках Салтыкова-Щедрина отобра- жены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, ко- торыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках пока- заны все основные классы общества — дво- рянство, буржуазия, интеллигенция, трудо- вой народ. Сатира, бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выде- […]...
- В сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки в. стихах или прозе воссоздавали целый мир народных представлений, а иногда заключали в себе и сатирические мотивы, примером тому могут служить сказки А. С. Пушкина. Остросатирические сказки создает и Щедрин в 1869-м, а также […]...
- Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — один из выдающихся русских писателей-сатириков. Его талант своеобразен, оригинален и интересен. Одно из основных направлений творчества Салтыкова-Щедрина — обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Видимо, по этой причине сказки Салтыкова-Щедрина, унаследовавшие и переработавшие традиции устного народного творчества, стали популярны в XIX веке и не […]...
- Мир обывателя в сатирических сказках Салтыкова-Щедрина Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим представителем социальной критики и обличения. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы. Из-под его пера вышли романы, хроники, повести, рассказы, очерки, […]...
- Что такое «эзопов язык» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждой, облекающей высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу. Н. В. Гоголь Именно Салтыков-Щедрин ввел в русский литературный обиход понятие «эзопов язык», под которым подразумевал художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегорию. Писатель, как известно, учился […]...