Народные сказки (от слова сказывать) исполнялись особым образом — напевно, неторопливо, чтобы смысл и мудрость каждого слова были услышаны и поняты. Таким искусством владел не каждый, потому искусных мастеров сказывать сказки называли сказителями. Они умели зачаровать слушателей сказкой, которая строилась по определенному плану.
Сказка начинается кратким Вступлением — зачином, который создает атмосферу таинственности и размеренный ритм повествования. Вот зачин сказки «Марья Моревна»: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна».
Изредка перед зачином говорится присказки — короткая сказочка, которая является вводной для слушания большой сказки. Как, например, в сказке «Журавль и цапля»: «Летала сова — веселая голова; вот она летала-летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела…» Произносится она скороговоркой и заканчивается словами: «Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди».
После зачина идет основная часть — повествование о встрече животных в сказках о животных или об испытаниях главных героев — в волшебной сказке. В основной части много повторов: слов, отдельных выражений, описаний событий. Они бывают преимущественно троекратными.
Сказка завершается особой концовкой: «Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»; «Тут их и обвенчали, и свадьба была богатая… На той свадьбе и я был, мед пил, по усам текло, а во рту не было». Язык сказки необычайно выразителен, что достигается использованием сравнении, гипербол, постоянных определений.
Пример сравнения — богатырский конь словно птица летит. Гипербола — преувеличение, которое помогает ярче изобразить определенные качества персонажей — силу, упорство в достижении цели, выносливость. Например, в русской народной сказке «Никита Кожемяка» главный герой обладает такой огромной силой, что его боится сам змей. Этот богатырь может мять за один раз двенадцать воловьих кож.
Ему под силу разорвать их, как тонкий лист бумаги. В битве со змеем Никита обмотал свое тело пенькой, которая весит триста пудов. Если сравнить этот вес с чем-то из современной жизни, то так весят три тяжелых легковых автомобиля.
Соха, которой Никита пропахивает борозду «от Киева до самого Черного моря», тоже весит триста пудов. А глубина борозды — две сажени с четвертью (чуть меньше пяти метров). Сказка наделяет Кожемяку исключительной силой, чтобы подчеркнуть: в нем соединились храбрость и мощь всех защитников Древней Руси.
Постоянные определения — устойчивые сочетания прилагательных с существительными: добрый молодец, красна девица, чистое поле, сладкие речи, богатырский конь и т. п. — называются постоянными эпитетами.
Гипербола это образное выражение, содержащее преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Постоянный эпитет это образное устойчивое определение предмета или явления с точки зрения воплощения в нем высшего качества или совершенства.
Содержание (главная) сказка >>>
- Сочинение «Добро и зло в русских народных сказках» Сочинение «Добро и зло в русских народных сказках» Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло. Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница. Но у ... Читать далее...
- Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова-Щедрина Жанровое своеобразие. Сказки Щедрина основаны на фольклорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе всего к литературной сказке Пушкина («Золотой петушок»;, «Сказка о рыбаке и рыбке»;, «Сказка о попе и его работнике Балде»; и др.), в которой ирония и ... Читать далее...
- Словарь слов врстречающихся в русских народных сказках (Детские народные сказки) А Али, аль — или Алтарь — восточная часть церкви, отделенная от общего помещения иконостасом Алтын — старинная монета в три копейки Амвон — возвышенная площадка в церкви перед так называемыми царскими вратами Армяк — крестьянская верхняя одежда из толстого сукна Архиерей — общее название высших чинов духовенства (епископа, архиепископа, митрополита) Б Баить, баять — ... Читать далее...
- Сочинение рассуждение на тему Добро побеждает зло в русских народных сказках Подготовка к ЕГЭ: Сочинение рассуждение на тему Добро побеждает зло в русских народных сказках Абсолютного добра не бывает, как и абсолютного зла. Это две грани одного мира, в котором мы живем. Но мировая литература в своем большинстве проводит четкое разграничение этих понятий. Перед нами предстоят герои различных произведений, которые находятся на одной из этих сторон ... Читать далее...
- Сопоставительная характеристика народных сказок и Салтыкова-Щедрина (Сравнительный анализ) В сказках народных всегда присутствует зачин. Это характерная часть, начинающая повествование, погружающая читателя в историю. Обычно зачин начинается с характерных для народных сказ клише, например «Жили-были…». Зачин есть и в сказках Салтыкова-Щедрина. Так же как и в народных, в некоторых сказках автора есть троекратные повторы. Они являются одной из главных черт русских народных сказок, и ... Читать далее...
- О сказках «Премудрый пискарь» и «Карась-идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина В сказках Щедрина (особенно поздних) порою отчетливо ощущается и авторская интонация. Так, в сказке «Премудрый пискарь» (который «жил — дрожал и умирал — дрожал») сказано: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере ... Читать далее...
- Волшебный мир литературной сказки Вы познакомились с фольклорными сказками, которые созданы коллективной фантазией. Вместе с тем в мировой литературе есть много сказок, авторами которых были писатели. Вы уже знаете имена таких сказочников, как Ш. Перро, братья Гримм, Х. К. Андерсен, Э. Т. А. Гофман, А. Пушкин, П. Ершов, Дж. Р. Киплинг, О. Уайльд, К. Чуковский, С. Маршак. Фольклорная сказка ... Читать далее...
- Анализ стихотворения А. Блока «Сны». О каких сказках идет речь в стихе < p>А. А. Блок — один из величайших русских поэтов эпохи серебряного века. Творческое наследие Блока достаточно велико. Является автором нескольких сборников стихов, поэм и произведений в прозе. Стихотворение «Сны» было написано в 1912 году. Это одно из самых ярких детских произведений Блока. < p>В стихотворение автор вложил свои собственные воспоминания о детстве. Произведение будто ... Читать далее...
- В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях?» А. С. Пушкина? У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро. Царевна очень добрая. Она старается во всем угодить злой царице, прислуживает ей. Царевна ... Читать далее...
- Художественное время в сказках и былинах Зображение времени в фольклоре сильно отличается от изображения его в художественной литературе — сильно нарушено традиционное единство изображения. Прежде всего необходимо определить основные аспекты, с точки зрения которых следует характеризовать данную категорию относительно фольклора: 1) условность или историчность; 2) закрытость или открытость; 3) равномерность или неравномерность; 4) направленность; 5) завершенность. В данных аспектах рассмотрим сказки ... Читать далее...
- История возникновения русских народных сказок (Детские народные сказки) Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных. В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще веего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об ... Читать далее...
- ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Сказка — ложь, да в ней намек… А. С, Пушкин В сказках Салтыкова-Щедрина отобра- жены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, ко- торыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках пока- заны все основные классы общества — дво- рянство, буржуазия, интеллигенция, трудо- вой народ. Сатира, бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выде- ... Читать далее...
- Традиционные русские мотивы в сказках Пушкина на примере «Сказки о Золотом Петушке» Сказка о золотом петушке как нельзя лучше отражает самобытность русского народа, его наивность и коварство, ложь и правду. Написанная в лучших традициях русского народного творчества, щедро украшенная гибким и вольным слогом Пушкина-она привлекает своей немудреной историей и серьезно-веселой моралью. Сначала в сказке повествуется о беде царя Дадона: непрерывных войнах и внезапных нападениях. Грозный царь обращается ... Читать далее...
- Сочетание фантастических и реальных элементов в сказках Сатыкова-Щедрина Сочетание фантастических и реальных элементов помогает сатирику ярче выразить идею сказки. Начало сказки, несмотря на традиционно сказочные обороты: «В некотором царстве, в некотором государстве» «Начал он жить да поживать»,- вполне реально. Рассказывая о том, как помещик дочиста ограбил крестьян («Лучины не стало в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести»), писатель дает образную картину ... Читать далее...
- П. П. Ершов. Сюжеты сатиры народных сказок В историю русской литературы Ершов вошел как автор одного произведения. Произведение это — сказочная повесть «Конек-Горбунок»- вот уже почти полтора столетия доставляет радость читателям всех возрастов. Развивая вольнолюбивые и сатирические мотивы русского фольклора, усвоив традиции пушкинских сказок, Ершов удачно использовал сказочную форму для изображения современной действительности. Петр Павлович Ершов (1815-1869) родился в глухом селе Безрукове ... Читать далее...
- Сочинение на тему Приемы и средства сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина Приемы и средства сатиры в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина служили ему тем обходным путем, с помощью которого он мог обмануть цензуру. Выражая свои идеи в аллегоричной, иносказательной форме, автор мог свободно говорить о том, что думает, не опасаясь, что его произведения сочтут крамолой. Слова в сказках завуалированы так, что любой мало-мальски ... Читать далее...
- Сочинение на тему Символическое значение образов животных в сказках Салтыкова-Щедрина Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки — один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором «Сказок для детей изрядного возраста». Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: «Карась-идеалист», «Орел-меценат», ... Читать далее...
- Волшебство в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина (План) К какому типу сказок относится сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне» относится к волшебному типу сказок, потому что в ней есть волшебные предметы, необычные превращения.) Какой волшебный предмет сыграл важную роль в судьбе главных героев сказки? (В приданое царица получила говорящее зеркало. Оно и сказало царице о красоте подросшей царевны. Оно же рассказало и о ... Читать далее...
- Мир обывателя в сатирических сказках Салтыкова-Щедрина Каждый из великих писателей национальной литературы занимает в ней свое особое, только ему принадлежащее место. Главное своеобразие М. Е. Салтыкова-Щедрина в русской литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим представителем социальной критики и обличения. Писатель проявил себя во многих жанрах литературы. Из-под его пера вышли романы, хроники, повести, рассказы, очерки, ... Читать далее...
- Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Во всей русской литературе не найти человека более честного, едкого и бескомпромиссного в описании своих взглядов, чем Салтыков-Щедрин. Он беспощадно обличал русскую действительность и делал все для улучшения жизни в стране. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России», — говорит Салтыков-Щедрин. Писатель уже в конце своего творческого ... Читать далее...
- Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: «В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы». Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки — это особый литературный жанр, основанный ... Читать далее...
- Сочинение на тему Особенности авторских приемов в сказках Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь и Дикий помещик Особенности авторских приемов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик» М. Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Разные стороны русской действительности подвергает сатирик осуждению и ... Читать далее...
- Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, ... Читать далее...
- ОСТРОТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он бичевал самодержавие, крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в психологии людей. Сатира Щедрина направлена не только против помещиков, но и против новых угнетателей народа, которым аграрная реформа царизма развязала руки, — капиталистов. Великий писатель разоблачает и либералов, ... Читать далее...
- Юмор в детских сказках В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки ведают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, ... Читать далее...
- Мораль в сказках Чуковского «Мойдодыр» и «Телефон» Ярким подтверждением таланта писателя являются сказки самого К. И. Чуковского. В 1922 году он написал «Мойдодыр», «Тараканище», в 1924 году появилась «Муха-Цокотуха», к 1925- 1926 годам относятся «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе». Каждая сказка К. И. Чуковского имеет свой завершенный сюжет, в основе конфликта лежит, как правило, борьба добра со злом. Идея сказки и заключается в ... Читать далее...
- О торжестве и победе в сказках «Муха-Цокотуха» и «Приключения Бибигона» О торжестве светлых начал, о победе над злом рассказывается и в сказке «Муха-Цокотуха». Сюжет очень прост: Муха пригласила на свои именины друзей. Все шло хорошо, все были добры и внимательны друг к другу, но вдруг обрушилась беда: «какой-то старичок Паучок нашу Муху в уголок поволок,- хочет бедную убить…». Гостей как ветром сдуло: «По углам, по ... Читать далее...
- Особенности авторских приемов в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» и «Дикий помещик» М. Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Разные стороны русской действительности подвергает сатирик осуждению и осмеянию: в «Истории одного города» — это обличение тупой и самодовольной администрации, вплоть ... Читать далее...
- Царевна-лягушка РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ Царевна-лягушка Волшебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам. Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от нее: уж очень напугал его внешний облик лягушки. Но ... Читать далее...
- Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина Система образов. В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. Образы из Сказок писателя созданы на основе хорошо известных фольклорных образов, наделенных народной мудростью устойчивыми качествами характера: это жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и ... Читать далее...
- Описание картины 3 класс иван царевич и лягушка квакушка и. Я. Билибин «Царевна-лягушка» может служить примером высокого мастерства сказителей: сказка необычайно поэтична. Именно высокие художественные достоинства сделали ее излюбленным хрестоматийным текстом. Главные герои и сам сюжет сказки «Царевна-лягушка» помогают воспитывать у себя, знакомить их с народными чаяниями и нравственными заветами. Важно, чтобы Читатель, приступая к изучению сказки «Царевна-лягушка», не настраивался на слишком легкий тон, что-де сказка проста, ... Читать далее...
- Сочинение на тему Басенное начало в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина называют баснями в прозе, в них отчетливо прослеживаются фольклорные и русская сатирическая литературная традиции. В его сказках правдиво раскрываются проблемы народа. Сатирик зло обличает самодержавие, либерализм и господствующий класс, явно подчеркивает тупость, лень, неспособность правящей верхушки мыслить и работать. В сказках Салтыкова-Щедрина отсутствует положительный герой, даже в «Повести о том, как один мужик ... Читать далее...
- Смешное и грустное в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Почему дети так любят слушать сказки? Потому что они просты и понятны, в них, как правило, немного действующих лиц и несложный сюжет. И практически всегда сказки вызывают улыбку. Но древняя поговорка гласит: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок!» То есть каждая народная история создавалась когда-то не только для развлечения детей, ... Читать далее...
- Мир обывателя в сатирических сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Салтыков-Щедрин — один из выдающихся русских писателей-сатириков. Его талант своеобразен, оригинален и интересен. Одно из основных направлений творчества Салтыкова-Щедрина — обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Видимо, по этой причине сказки Салтыкова-Щедрина, унаследовавшие и переработавшие традиции устного народного творчества, стали популярны в XIX веке и не ... Читать далее...
- Что такое «эзопов язык» в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина? Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорической одеждой, облекающей высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу. Н. В. Гоголь Именно Салтыков-Щедрин ввел в русский литературный обиход понятие «эзопов язык», под которым подразумевал художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегорию. Писатель, как известно, учился ... Читать далее...
- Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок Эти слова мы знаем с детства. А что же такое сказка? И для чего они нужны человеку? Сказка — это народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах, событиях с участием волшебных фантастических сил. Сказка — настоящее лекарство, которое открывает перед нами дверь с удивительным, захватывающим фантастическим миром, расширяя наше познание, кругозор и воображение. Тем самым показывая, что ... Читать далее...
- Роль животных в русских сказках (Детские народные сказки) …Сказки открывали передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила. М. Горький В народном творчестве сказка — вероятно, самое большое чудо. В ней обычны слова и выражения: «жили-были», «братец», «сестрица», «дед», «баба», «избушка», «пеки пироги», «поеду за рыбой»,- а реальный мир преображен. Мы узнаем и ... Читать далее...
- Объединение бытового и фантастики в сказках Андерсена Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, больше всего — за два дня. Однажды его знакомый пошутил: «Напишите нам новую, забавную историю. Вы же можете написать даже о цыганской игле!». И Андерсен написал историю цыганской иглы. «Сказки сами приходят ко мне,- говорил Ганс Кристиан.- Их нашептывают деревья, они врываются с ветром». ... Читать далее...
- Крестьянская и помещичья Русь в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Появление сказок Салтыкова-Щедрина в первой половине 80-х годов XIX века во многом объясняется тем, что в то время аллегорические образы и сказочная фантастика стали для писателя средством художественной «конспирации» наиболее острых замыслов. Но не только. Сказки позволили автору реализовать присущие его творчеству нравоучительность и сатирическое видение мира. Сама природа этого жанра отвечала художественным задачам писателя. ... Читать далее...
- Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Краткое изложение текста М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель-сатирик. Все его творчество направлено на критику существующих порядков в стране и, в первую очередь, на неправильное государственное устройство. В произведениях писателя продолжена традиция Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. В хрониках и сказках Салтыкова мы видим отражение реальной истории России, а в сказочных образах предстают перед нами ... Читать далее...
О народных сказках