МНОГОЗНАЧНОСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО НАЗВАНИЯ РОМАНА СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ”

МНОГОЗНАЧНОСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО НАЗВАНИЯ РОМАНА СТЕНДАЛЯ

“КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ”

Правда, горькая правда.

Ф. Стендаль

Роман известного французского писателя Стендаля “Красное и черное” был создан в 1830 году – в год Июльской революции. В нем отразились все важнейшие события той эпохи, когда феодально-клерикальная реакция достигла своего наивысшего развития и процветания. Ультрароялисты пытаются возродить былое величие монархии, огромная армия иезуитов проникает во все уголки Франции, подчиняя своей власти людей.

В

своем произведении автор затронул важнейшие социальные и общечеловеческие проблемы, попытался найти ответы на вопросы, которые в те времена волновали многих его современников. Стендаль создал объективную картину жизни современного ему общества, с первых и до последних страниц придерживаясь горькой правды жизни. Справедливый гнев, решительная критика, едкая сатира автора направлены против тирании государственной власти, религии, привилегий рождения, богатства.

Именно этой цели подчинена и вся система образов, созданных писателем: дворянство, буржуазия, духовенство, мещанство, полковой лекарь и мировой

судья, представители высшей аристократии.

О глубоком социальном смысле романа говорит уже его название. “Красное и черное” – противоборство, противостояние двух противоположных начал, двух противоборствующих сил. “Красное” у Стендаля – это революция, “черное” – реакция, восторжествовавшая в период Реставрации. С ранних лет Стендаль возненавидел церковь и религию, видя в религиозных кругах того времени только фальшь, неискренность, самовластие. “Лакеями, необходимыми для спасения души”, называет он духовенство в своем романе. Потому писатель довольно рано стал увлекаться трудами философов-просветителей, таких как Кабанис, Дидро, Гольбах и другие.

Идеи, заложенные в этих книгах, а также впечатления Стендаля от Французской революции, повлияли на его приверженность революционным идеалам, которые он сохранил на всю жизнь. Эти идеалы он отстаивал в своем творчестве с невероятной смелостью и страстью.

В романе “Красное и черное” автор задумал создать широкую картину современного ему мира. Для этого он вводит в произведение яркие образы, ставшие носителями противоположных идей и мировоззрений. Типичным представителем высшего света, в котором господствуют исключительно личный интерес и деньги, выступает де Реналь – аристократ, женившийся ради приданого, стремившийся выдержать конкуренцию агрессивных буржуа. Таким же аристократом, но идущим еще дальше в своих буржуазных идеалах, является Вально, который “собрал самую шваль от каждого ремесла” и предложил им: “Давайте царствовать вкупе”.

Вот она – главная политическая и социальная сила Франции времен Реставрации. “Основной закон для всего существующего – это уцелеть, выжить”, – такую меткую характеристику дает этому обществу писатель. “Вы сеете плевелы и надеетесь возрастить хлебные колосья”, – обращается он к представителям власти. Но автор не хочет мириться с таким положением. Именно поэтому он вводит в свое произведение таких персонажей, как Фуке, аббат Пирар, маркиз де Ла Моль, госпожа де Реналь и, главным образом, – Жюльен Сорель, в образе которого автор противопоставляет миру корысти и наживы абсолютное равнодушие к деньгам.

Однако противопоставление, заключенное в названии романа, отражает не только социальные противоречия в стране. “Красное и черное” подчеркивает и ту внутреннюю борьбу, которая постоянно происходит в душе главного героя произведения – Жюльена Сореля. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе; отстаивая право своей личности, вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим миром. Выходец из крестьянской среды, Жюльен стремится занять в обществе место, на которое он не имеет права по происхождению.

На этой почве возникает его борьба с обществом, смысл которой наилучшим образом раскрывается в сцене суда, когда ему предоставляют последнее слово. “Господа! – обращается он к высшему свету. – Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия. Преступление мое ужасно, и оно было совершено с заранее обдуманным намерением.

Значит, я заслужил смерти, господа присяжные.

Но даже если бы я был менее виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания… и желающих покарать во мне и раз навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые, родившись в низах… имели счастье получить хорошее образование и дерзнули примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом”.

При этом мы понимаем, что Сорелю позволили бы “выйти в люди”. Даже несмотря на его низкое происхождение. Однако для этого он должен был поступиться своими личными качествами: незаурядным характером, силой воли, стремлением к правде и справедливости, силой ума, талантом и т. д.

Соглашение между Жюльеном и миром Рена – лей и Ла Молей возможно лишь на условии полного приспособления молодого человека к их вкусам, запросам, требованиям. Однако такое соглашение – не для Сореля. Таким образом, герой Стендаля оказывается вдвойне чужим для окружающего его общества: с одной стороны – как выходец из социальных низов, с другой – как человек высокоодаренный, не желающий раствориться в мире посредственностей.

Мы видим, как в душе героя зарождаются гордыня, честолюбивые стремления, в некоторой степени даже эгоизм. Но сильный характер и чистая, возвышенная душа Жюльена Сореля все-таки оказываются сильнее. В душе его происходит борьба – теперь это борьба с самим собой, со своими корыстными интересами, с плебейской гордостью, с честолюбием.

В душе Жюльена соединяются противоречивые начала – революционное, независимое и благородное и честолюбивые устремления, влекущие на путь лицемерия, мести и преступления. Он вынужден, по высказыванию Роже Вайяна, “насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал”. И настоящее чувство побеждает в этой борьбе. Однако эта победа в конечном итоге и приводит героя к гибели.

Он отказывается от попытки спасти себя, отклоняет предложение Матильды. Жизнь кажется ему теперь ненужной, бесцельной, он больше не дорожит ею и предпочитает смерть на гильотине.

Добро и зло, справедливость и предвзятость, талант и посредственность, ум и невежество, возвышенность и бездуховность, стремление к идеалам и пустое препровождение времени, открытость и лицемерие, порыв в будущее и приверженность старым устоям и традициям, чистота и пошлость, любовь и ненависть, жизнь и смерть – вот тот далеко не полный список идей и понятий, которые отражены в названии романа Стендаля “Красное и черное”. В то же время символичными становятся и сами цвета, взятые автором для заголовка: это цвета жизнелюбия и отказа от всего земного, радости, торжества и уныния, провала. Какой же цвет победит, какое начало возьмет верх в этой борьбе противоборствующих сил?

Однозначного ответа писатель в своем романе не дает. Да это и понятно, так как подобная борьба не является характерной для ка – кого-то определенного промежутка времени, этапа истории, общественного строя и т. д. Она существует вне времени, вне пространства. И потому вопросы, затронутые Стендалем, можно с полным правом назвать вечными.

Автор лишь наводит нас на размышления, позволяет каждому из нас сделать осознанный выбор.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

МНОГОЗНАЧНОСТЬ СИМВОЛИЧЕСКОГО НАЗВАНИЯ РОМАНА СТЕНДАЛЯ “КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ”