Роман “Красное и черное” Стендаля и просветительская традиция

В обращении к читателю автор сообщает, что ” нижеследующие страницы были написаны в 1827 г.”. К подлинности даты можно относиться с осторожностью, как и ко многим подписям и эпиграфам: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и нач. 30 годов, а многие эпиграфы были сочинены самим автором, хотя и были приписаны Гоббсу, Макиавелли, Канту и др.

Действительно подлинны лишь эпиграфы из Шекспира, Байрона и древних авторов. Зачем? Как художественное средство воссоздания колорита подлинности и для того, чтобы авторская мысль, выраженная образами, не всегда однозначно истолковываемыми, получила большую ясность. Творческие задачи диктовали и систему образов: дворянство – де Ренали, буржуазия – Фуке, Вально, духовенство – аббат Шелан, мещанство – Сорели, полковой врач армии Наполеона и мировой Судья.

Вторая группа – духовенство Безансона – семинаристы, аббат Пирар, Фрилер, Милон, епископ. Вне Безансона – епископ Агдский. Высшая аристократия – де Ла Моль и посетители его салона.

Система образов, дающая возможность широко осветить жизнь и конфликты современной С. Франции, диктовала и построение романа, разделенного на две части, при этом события развертываются в 3х городах – Верьере ( вымышленном провинциальном городке), Безансоне ( семинария), Париж ( высжий свет, политическая жизнь). Напряженность конфликта увеличивается по мере приближения к Парижу, однако личный интерес и деньги господствуют везде.

Де Реналь – аристократ, женившийся ради приданного, стремящийся выдержать конкуренцию буржуа, завел фабрику, но в конце романа ему все равно придется уступить – мэром города становится Вально. О Вально сам автор еще в начале романа сказал, что он ” собрал самую шваль от каждого ремесла” и предложил им:” Давайте царствовать вкупе”. С. Знает, что в его время господа, подобные Вально, становятся социальной и политической силой.

Именно поэтому Вально отваживается прийти к де Ла Молю, а надменный маркиз принимает невежду, надеясь на его помощь во время выборов. ” Основной закон для всего существующего, это уцелеть, выжить”. Вопросы политики органически входят в роман, соединяясь с резкой критикой религии и клерикалов В чем смысл деятельности духовного лица, думает Жюльен – семинарист: “Продавать верующим места в раю”. “Омерзительным” называет С. Существование в семинарии, где воспитывают будущих священников, наставников народа: там господствует ” лицемерие”, ” мысль там считается преступлением”, ” здравое рассуждение оскорбительно”.

Аббат Пирар называет духовенство ” лакеями, необходимыми для спасения души”. В психологическом романе С. Духовенство, как и аристократия и буржуазия, принимают черты гротеска. Автор не ставил себе целью создать сатирический роман, но общество, где господствует “гнет морального удушья” и ” малейшая живая мысль кажется грубостью”, само по себе является гротесковым.

“Красное и черное” – социально – политический роман, в котором явственно проступают черты романа-воспитания: в первой его части перед нами не знающий жизни юноша, который удивляется всему увиденному и постепенно начинает его оценивать, во второй части – уже человек с некоторым жизненным опытом, решающийся действовать самостоятельно, но в финале приходящий ко тому, что ему, ” возмутившемуся плебею”, к тому же еще умному, деятельному, честному в основе своей – нет места в этом мире. В стремлении охватит все сферы современной общественной жизни С. Сродни его мл. современнику Бальзаку, но реализует эту задачу по-новому. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя.

В этом С. Тяготеет к традиции романистов 18 в., в частности, к высокочтимому им Филдингу. Однако в отличие от него автор ” Красного и Черного” строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовного становления героя, представленного в сложном и драматическом воздействии с соц. Средой.

Сюжетом движет не интрига, а действие, перенесенное в душу и разум Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий. Отсюда и огромная значимость внутренних монологов, включающих читателя в образ мысли и чувства героя. “Точное и проникновенное изображение человеческого сердца” и определяет поэтику “Красного и черного” как ярчайшего образца социально-психологического романа в 19 в.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Роман “Красное и черное” Стендаля и просветительская традиция