Межвидовые отношения организмов
Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны?
Все биотические связи (в том числе положительные и отрицательные) можно разделить на шесть типов.
Нейтрализм (00). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Например, на коже китов часто поселяются усоногие рачки — «морские желуди» и «морские уточки».
В данном случае это можно рассматривать как проявление
Лменсализм (-0). Светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затенения, ель же не испытывает никакого неудобства.
Комменсализм (+0). Крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни ущерба, ни преимуществ. Примером также является так называемое «сотрапезничество», наблюдающееся во взаимоотношениях львов и гиен, питающихся пищевыми остатками.
Симбиотические взаимоотношения (++). Сожительство зеленых
Протокооперация (++). Распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных луговых растений.
Мутуализм (++).
Взаимоотношения узко специализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхидные) с опыляющими их видами насекомых.
Конкуренция (-). Внутривидовые или межвидовые взаимоотношения, проявляющиеся в борьбе за жизненные ресурсы. Например, между серой и черной крысой или между голубями в стае при добывании пищи.
Хищничество (+-). Взаимоотношения «хищник — жертва», например лисы и полевки, крота и дождевого червя.
Паразитизм (+-). Взаимоотношения «паразит — хозяин», например аскариды и человека, печеночного сосальщика и коровы, повилики и картофеля, гриба-трутовика и березы.
Вопрос 2. Что представляют собой лишайники с точки зрения взаимоотношений организмов?
Лишайники представляют собой классический пример симбиотических взаимоотношений между организмами — грибом и водорослями. Считается, что гриб обеспечивает водоросль водой, а та, в свою очередь, гриб — органическими веществами. Однако существует мнение, согласно которому взаимоотношения между этими организмами основаны на паразитизме, особенно выраженном со стороны гриба, который использует отмершие клетки водоросли, являясь в данном случае сапротрофом.
Вопрос 3. Какова главная особенность симбиоза?
Обязательное условие симбиотических отношений — совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.
- Адаптация организмов к различным условиям существования Вопрос 1. Что указывает на соответствие между организмами и средой их обитания? На это соответствие указывает сходство строения и образа жизни организмов, которые обитают в похожих условиях, но принадлежат к различным систематическим группам. Вопрос 2. В чем состоят отличия в способах переживания циклических изменений внешней среды жизни у организмов с разной продолжительностью жизни? Способ переживания […]...
- Бесполое размножение организмов Вопрос 1. Какие виды бесполого размножения вы можете назвать? Бесполое размножение характеризуется тем, что в нем участвует лишь одна родительская особь и совершенно идентичные материнской дочерние особи. В природе существуют несколько видов бесполого размножения. Это деление клетки надвое, деление тела на несколько частей, почкование, спорообразование и вегетативное размножение. Вопрос 2. Почему гидры размножаются бесполым путем […]...
- Организм — единое целое. Многообразие организмов Вопрос 1. Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия. Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость. Вопрос 2. […]...
- Контрольная работа по теме: «Царство Грибы» 7 класс Контрольная работа по теме: «Царство Грибы» Вариант I 1. По способу питания грибы похожи на животных, так как: А) грибы способны к фотосинтезу; Б) питаются готовыми органическими веществами; В) сами производят органические вещества; 2. Оболочка клеток большинства грибов содержит: А) хитин В) муреин Б) целлюлозу Г) глюкозу 3. К трубчатым грибам относится: А) сыроежка В) […]...
- Средообразующая деятельность организмов Вопрос 1. В чем проявляется воздействие живых организмов на среду обитания? В результате воздействия живых организмов на среду обитания могут изменяться ее физические и химические свойства (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности). Вопрос 2. Какие виды воздействия живых организмов на среду вам известны? Виды воздействия живых организмов на […]...
- Экологические ресурсы Вопрос 1. В чем состоят отличия между понятиями «условия» и «ресурсы»? Ресурсами называют вещества и энергию, вовлекаемые организмами в процессы их жизнедеятельности. Ресурс (в отличие от условий) может расходоваться и исчерпываться. При этом один и тот же фактор, например солнечное излучение или влажность, может рассматриваться и как условие, и как ресурс. Вопрос 2. Перечислите известные […]...
- Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон Вопрос 1. Чем начинается и чем заканчивается эмбриональный период развития? Эмбриональный период развития начинается с образования оплодотворенной яйцеклетки — зиготы и длится до рождения организма или его выхода из яйцевых оболочек. Вопрос 2. Чем начинается и чем заканчивается постэмбриональный период развития? Постэмбриональный период начинается рождением (например, у млекопитающих) или выходом организма из яйцевых оболочек (например, […]...
- Роль живых организмов в биосфере Вопрос 1. В чем заключается влияние живых организмов на биосферу? Живые существа способствуют переносу и круговороту веществ в природе. Благодаря деятельности фотосинтетиков в атмосфере снизилось количество углекислого газа, появился кислород и сформировался защитный озоновый слой. Деятельность живых организмов определяет состав и структуру почвы (переработка редуцентами органических остатков), предохраняет ее от эрозии. В значительной мере животные […]...
- Изменчивость организмов Вопрос 1. Что такое изменчивость организмов? Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов того же вида. Изменчивость затрагивает все свойства организмов: черты строения, окраску, физиологию, особенности поведения и пр. Вопрос 2. Какие виды изменчивости вам известны? Различают две основные формы изменчивости — ненаследственную и наследственную (генетическую). Вопрос 3. Что такое […]...
- Конспект урока по биологии 5 класс: «Обобщение по теме «Питание живых организмов»» Конспект урока по биологии в 5-х классах На тему: «Обобщение по теме «Питание живых организмов»». С применением компьютерных технологий. Цель: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Питание живых организмов». Задачи : Обобщить у учащихся знания по теме «Питание живых организмов»; об особенностях питания живых организмов (растений и животных), о значении минеральных солей и воды […]...
- Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы Вопрос 1. Что такое толерантность организмов? Любой организм может существовать лишь в интервале интенсивности какого-либо фактора окружающей среды, влияющего на течение тех или иных жизненных процессов (температура, влажность, сила ветра, скорость течения, взаимоотношения с другими организмами и т. д.). Толерантностью (от лат. tolerantia — терпимость) называют способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора. […]...
- Раскрыть смысл высказывания Черняк: «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями». (ЕГЭ по русскому) Сложное предложение считается отражением отношений, усматриваемых автором между двумя ситуациями, либо же несколькими эпизодами. Таково мнение, относительно цели применения сложного по структуре предложения, было высказано известным лингвистом Валентиной Даниловной Черняк. В действительности, она права. Автор в подобном случае испытывает потребность в акцентировании каким-то образом внимания читателя на этих отношениях, иначе он воспользовался бы двумя простыми […]...
- Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова Вопрос 1. Почему теоретической основой селекции является генетика? Селекция — наука о методах создания новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с полезными для человека признаками. Известно, что свойства живых организмов обусловлены их нормой реакции на основе определенного генотипа и подвержены модификационной и наследственной изменчивости. Поэтому развитие селекции основано на закономерностях генетики. Вопрос 2. […]...
- Развитие жизни в мезозое Вопрос 1. Какие ароморфозы произошли в мезозое? В мезозое появились покрытосеменные растения, птицы и млекопитающие. В связи с этим можно отметить следующие основные ароморфозы: в царстве растений — возникновение цветка, двойного оплодотворения и семян, заключенных в плод; в царстве животных — формирование четырехкамерного сердца, обретение теплокровности, кормление детенышей молоком, дифференцировка зубов и др. Вопрос 2. […]...
- Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу Вопрос 1. Какие биоценозы в вашей местности могут служить примером взаимосвязей компонентов? Проследить взаимосвязи компонентов можно на примере любого биоценоза — леса, луга, пруда, реки и т. п. Как известно, любой биоценоз характеризуется определенным составом компонентов — разнообразных видов животных, растений, грибов, бактерий. Между этими живыми организмами в биоценозе осуществляются тесные взаимоотношения — взаимосвязи: трофические […]...
- Проблема пагубного отношения человека к природе (ЕГЭ по русскому) Почему важно бережно относиться к природе? Является ли безнравственность общества главной причиной экологических проблем? Над этими вопросами заставляет задуматься текст В. Распутина. Здесь автор поднимает проблему пагубного отношения человека к природе. В тексте автор повествует о красоте Байкала. Он говорит о том, что раньше люди жили в ладу со своими скромными потребностями, относились к Байкалу, […]...
- Отношения народа и государства в романе «Петр Первый» Проблема взаимоотношений народа и государства — это вечная проблема России Конечно же, выдающийся литератор А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной А. Н. Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей […]...
- Урок биологии для 6 класса «Строение семян и их функции» УРОК БИОЛОГИИ В 6 классе. Тема: «Строение семян и их функции». Цель: изучить особенности строения семян двудольных и однодольных растений, найти черты сходства и различия. Задачи. Образовательные: рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения семян на примере пшеницы и фасоли; определить функции различных частей семян; установить взаимосвязь между строением семян и их функцией. Развивающие: продолжить развитие […]...
- Отношения народа и государства в романе Толстого «Петр Первый» Проблема взаимоотношений народа и государства — это вечная проблема России. Конечно же, выдающийся писатель А. Н.Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каждый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А. Н.Толстому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период нашей истории, […]...
- Тест по обществознанию в 10 классе «Общество и общественные отношения» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Г. Бородино Красноярского края Тест по обществознанию В 10 классе (базовый уровень) «Общество и общественные отношения»» Подготовила Учитель истории и обществознания Максимова Татьяна Владимировна Г. Бородино 2015 год Общество и общественные отношения ЧАСТЬ А. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает […]...
- Тематический полиморфный тест по биологии «Структура организации живых организмов» Тематический полиморфный тест по биологии ( 2 варианта) Тема: Структура организации живых организмов Раздел 2 Учебник биологии Общие закономерности 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва Дрофа 2015 год. Авторы учебника: С. Г. Мамонтов; В. Б. Захаров; И. Б. Агафонова; Н. И. Сонин Составитель: учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО с. Пателеймоновка Приморского края Г. П. […]...
- Проблема варварского отношения человека к природе по тексту Астафьева Смеется, заливается, хохочет мальчик… (ЕГЭ по русскому) Вступление Известный поэт, Василий Федоров, в одном из своих стихотворений призывал ввести непогрешимый культ «природы». Зачем? Дело в том, что связь между человеком и окружающим его миром сегодня разрывается. «Сильный мира сего» забыл простую истину : потеряв природу, люди постепенно теряют себя и свои нравственные устои. Проблема, которую поднял автор текста Виктор Астафьев поднимает в […]...
- Конспект урока для 4 класса на тему «Отношения между объектами» Технологическая карта урока. Матвеева. Информатика. 4 класс. ФГОС. Урок 4. Отношения между объектами Цели урока: — развитие любознательности и логического мышления; — учить отбирать нужную информацию в имеющемся источнике; — формировать умение работать в группах и индивидуально; — сформировать представление об отношениях объектов и их видах; — развивать знания о способах представления информации; — развивать […]...
- Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин Вопрос 1. Как Ж. Б. Ламарк объяснял многообразие видов и приспособленность организмов к конкретным условиям среды? Ж. Б. Ламарк понимал эволюцию как процесс прогрессивных изменений от одной формы к другой, от простого к сложному. Согласно его идее, все биологические виды (их многообразие), включая человека, произошли от других видов. Теория Ламарка основывалась на наследовании приобретенных свойств, […]...
- Сочинение на тему: «Должно ли государство вмешиваться в семейные отношения?» Каждый человек хочет иметь в своей жизни что-то личное, что-то такое, о чем другие люди не знают. Одной из самых личных и даже интимных сфер жизни человека есть семья. Практически в каждой семье есть что-то, о чем ее члены привыкли не распространяться на людях. Более того, во всех сферах законодательства нашей страны отмечено, что каждый […]...
- Как же раскрывает автор образ Обломова через его отношения с Ольгой? Прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым и Штольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров, несомненно, доброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, как проницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает автора чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике […]...
- Семейная проблема. Духовные отношения между матерью и сыном Духовные отношения между матерью и сыном — вот проблема, над которой размышляет А. Геласимов. Данный вопрос автор раскрывает на конкретном жизненном примере. А Геласимов, сочувствуя своему герою, рассказывает о том, как однажды в юности тот встретил в Москве мать и сестренку и не нашел нужных слов и правильных действий по отношению к самым близким людям. […]...
- Продуктивность сообщества Вопрос 1. Будет ли устойчивым сообщество, если продукция одного трофического уровня превысит пищевые потребности организмов следующего уровня? Какие процессы могут происходить в этих случаях? В сообществе, сохраняющем устойчивое состояние, фактическая продукция данного трофического уровня должна покрывать пищевые потребности организмов следующего уровня; в противном случае общий запас биологического вещества данного трофического уровня будет неуклонно снижаться из-за […]...
- Обращение по имени — средство выражения нашего отношения к человеку Обращения по имени Особо следует отметить обращение по имени. О специфике этих обращений мы вскользь упоминали выше: вряд ли можно представить себе языковое средство, которое позволяло бы выделить человека как уникальную, неповторимую личность. Верно сказано, что имя — это человек. Но обращение по имени — это еще и средство выражения нашего отношения к человеку. По […]...
- УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ — урок обществознания в 10 классе УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ (урок обществознания в 10 классе) Цель: Учить умению разрешать конфликт и делать правильный выбор, вести диалог. После изучения темы учащиеся должны: знать о возникающей у людей необходимости договариваться между собой, осознавать последствия нарушения социальных норм; научиться моделировать ситуации, участвовать и принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор и конкретной ситуации, участвовать в […]...
- Сочинение-рассуждение: «Смысл высказывания известного ученого Л. Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» Контрольный текст: (1) В дверь позвонили. (2) Из прихожей донеслись оживленные голоса и смех. (3) Появились гости. (4) Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5) Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6) Семен Петрович поднял меня с места и представил […]...
- Отношения А. С. Пушкина с декабристами в период южной ссылки Пушкин тяжело переживал свое первое изгнание. В эпилоге к «Руслану и Людмиле», написанном уже в ссылке, есть строки, полные грусти и тоски: Душа, как прежде, каждый часПолна томительною думой, Но огнь поэзии погас. Ищу напрасно впечатлений:Она прошла, пора стихов, Пора любви, веселых снов, Пора сердечных вдохновений! Вырванный из круга друзей, лишенный привычной литературной среды, поэт […]...
- 9 простых методов развития позитивного отношения к жизни 1. Создайте журнал благодарности и ежедневно делайте туда записи. Благодарите людей и ситуации, которые были полезны и приятны для Вас в этот день. 2. Создайте ежедневный журнал побед. Он аналогичен журналу благодарности, но в этом случае, попробуйте записать одну или несколько маленьких и больших побед, совершенных Вами в этот день.3. Занимайтесь медитацией хотя бы 30 […]...
- Варварское отношения человека к природе. По тексту В. П. Астафьева Смеется, заливается, хохочет мальчик (ЕГЭ по русскому) К чему ведет жестокое, потребительское отношение к природе? Достигло ли человечество черты, перейдя которую ему грозит самоуничтожение, или все же есть надежда пробудить в сердцах ответственность ради сохранения нашей уникальной планеты? Российский писатель В. П. Астафьев заставляет читателя задуматься над этими насущными вопросами. Автор поднимает проблему варварского отношения человека к окружающему живому миру. Он с […]...
- Отношения Владимира Дубровского и Машы Троекуровой по роману Дубровский (Пушкин А. С.) У Владимира Дубровского и Марии Троекуровой отцы были помещиками и жили по соседству. Владимир помнил Машу с детства, ведь они играли вместе. Уже тогда эта маленькая девочка казалась ему будущей красавицей. Потом судьба разлучила их на долгие годы. В семь лет мальчика Володю отправили на воспитание в Петербург. Дети выросли. Владимир стал служить в гвардии […]...
- Проблема отношения человека к животным и птицам по тексту Троепольского (ЕГЭ по русскому) Мне кажется, что девизом каждого человека должна стать фраза из повести-сказки А. С. Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех кого приручили». Действительно, человек, наделенный разумом, просто не имеет право равнодушно относиться к судьбе братьев наших меньших. Так, и в данном фрагменте тексте Г. Н. Троепольский затрагивает проблему отношения человека к животным и птицам. […]...
- Межнациональные отношения в период перестройки Межнациональные отношения Оживление политической жизни одновременно с ухудшением экономической ситуации привело к росту влияния во многих республиках националистических сил. Первые столкновения на национальной почве произошли в Казахстане в 1987 г. в результате недовольства назначением нового руководителя республики, русского по национальности. В 1988 г. начался конфликт в автономной области Нагорный Карабах, жители которой, преимущественно армяне, выступили […]...
- Развитие жизни в протерозое и палеозое Вопрос 1. Какие ароморфозы произошли в протерозое и палеозое? К концу протерозойской эры появились все типы беспозвоночных, а также первые хордовые животные — подтип бесчерепных. Крупнейшими ароморфозами протерозоя считаются появление животных с двусторонней симметрией тела и возникновение первых хордовых животных. В палеозое произошел выход растений и животных на сушу. И важнейшие ароморфозы были связаны с […]...
- Отряд насекомых. Перепончатокрылые Вопрос 1. Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми? Эти насекомые живут в сообществах (семьях): например, пчелы — по 40-80 тыс. особей, муравьи — по 500-800 тыс. особей. Разделение функций и сложные взаимодействия разных особей в семьях общественных насекомых порой напоминает сознательную деятельность в человеческом обществе. Вопрос 2. Какие особенности жизни перепончатокрылых несвойственны другим отрядам […]...
- Сочинение на тему отношения к природе на примере рассказа «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем крае России. И поэтому природа сыграла важную роль в жизни и творчестве писателя. Так, в своем рассказе » О чем плачут лошади » Ф. А. Абрамов поднимает одну из самых серьезных проблем во взаимодействии человека и окружающего мира — экологическую. Уже с первых строк […]...