Средообразующая деятельность организмов
Вопрос 1. В чем проявляется воздействие живых организмов на среду обитания?
В результате воздействия живых организмов на среду обитания могут изменяться ее физические и химические свойства (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности).
Вопрос 2. Какие виды воздействия живых организмов на среду вам известны?
Виды воздействия живых организмов на среду:
1) механическое (изменение механического состава почвы, фильтрация воды и воздуха, перемещение веществ);
2) физико-химическое (изменение
Вопрос 3. Какова роль растений в жизни нашей планеты?
Важнейший процесс, происходящий в зеленых растениях, это фотосинтез. Благодаря ему растения производят первичные органические вещества и поставляют в атмосферу кислород, необходимый для дыхания как самим растениям, так и огромному количеству других организмов, включая человека.
Кроме того, поглощая и испаряя воду, растения оказывают влияние на водный режим их местообитаний. Наличие растительности способствует постоянному увлажнению воздуха. Растительный покров смягчает суточные колебания температуры у поверхности земли (под пологом леса или травы), а также колебания влажности и порывы ветра, оказывает воздействие на структуру и химический состав почв.
- Роль живых организмов в биосфере Вопрос 1. В чем заключается влияние живых организмов на биосферу? Живые существа способствуют переносу и круговороту веществ в природе. Благодаря деятельности фотосинтетиков в атмосфере снизилось количество углекислого газа, появился кислород и сформировался защитный озоновый слой. Деятельность живых организмов определяет состав и структуру почвы (переработка редуцентами органических остатков), предохраняет ее от эрозии. В значительной мере животные […]...
- Изменчивость организмов Вопрос 1. Что такое изменчивость организмов? Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других организмов того же вида. Изменчивость затрагивает все свойства организмов: черты строения, окраску, физиологию, особенности поведения и пр. Вопрос 2. Какие виды изменчивости вам известны? Различают две основные формы изменчивости — ненаследственную и наследственную (генетическую). Вопрос 3. Что такое […]...
- Адаптация организмов к различным условиям существования Вопрос 1. Что указывает на соответствие между организмами и средой их обитания? На это соответствие указывает сходство строения и образа жизни организмов, которые обитают в похожих условиях, но принадлежат к различным систематическим группам. Вопрос 2. В чем состоят отличия в способах переживания циклических изменений внешней среды жизни у организмов с разной продолжительностью жизни? Способ переживания […]...
- Экологические факторы. Условия среды Вопрос 1. Дайте определение понятия «экологические факторы». Составьте их классификацию, приведите примеры. Экологическими факторами называют любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность (обилие) и географическое распространение животных и растений. Совокупность всех действующих на организм факторов подразделяют на три большие группы — абиотические, биотические и антропогенные. Абиотические факторы — это факторы неживой природы, […]...
- Конспект урока по биологии 5 класс: «Обобщение по теме «Питание живых организмов»» Конспект урока по биологии в 5-х классах На тему: «Обобщение по теме «Питание живых организмов»». С применением компьютерных технологий. Цель: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Питание живых организмов». Задачи : Обобщить у учащихся знания по теме «Питание живых организмов»; об особенностях питания живых организмов (растений и животных), о значении минеральных солей и воды […]...
- Популяции Вопрос 1. Что такое популяция? Популяция — это группа организмов одного вида, обладающих способностью свободно скрещиваться и неограниченно долго поддерживать свое существование в данном районе. Вопрос 2. Почему биологические виды существуют в форме популяций? Существование биологических видов требует соответствующих условий и необходимых для поддержания жизни ресурсов. Подходящие для того или иного вида условия формируются в […]...
- Организм — единое целое. Многообразие организмов Вопрос 1. Что такое организм? Постарайтесь дать определение этого понятия. Организм — это биологическая система, являющаяся неделимой единицей жизни и функционирующая как единое целое. Он состоит из взаимосвязанных элементов и характеризуется их строгим соподчинением и взаимодействием. Для организма характерны все признаки живого: обмен веществ, превращения энергии, рост, развитие и размножение, наследственность и изменчивость. Вопрос 2. […]...
- Факторы среды и их влияние на биоценозы Вопрос 1. Какими местными примерами вы можете подтвердить прямое и косвенное влияние биотических факторов? Воздействие биотических факторов может быть прямым и косвенным. Характерными примерами прямого влияния являются пищевые связи. Так, например, совы впрямую регулируют численность мышевидных грызунов, питаясь ими. Косвенное влияние проявляется при изгнании животных данного вида из нор или других мест обитания, при уничтожении […]...
- Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы Вопрос 1. Что такое биологический прогресс? Биологический прогресс — это направление эволюции, в ходе которого таксон оптимально адаптируется к условиям окружающей среды, а его численность и ареал растут. Биологический прогресс приводит к процветанию таксона и обычно сопровождается усложнением организации: появление теплокровности у птиц и млекопитающих, семени у цветковых растений и т. д. Однако упрощение организации […]...
- Тематический полиморфный тест по биологии «Структура организации живых организмов» Тематический полиморфный тест по биологии ( 2 варианта) Тема: Структура организации живых организмов Раздел 2 Учебник биологии Общие закономерности 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Москва Дрофа 2015 год. Авторы учебника: С. Г. Мамонтов; В. Б. Захаров; И. Б. Агафонова; Н. И. Сонин Составитель: учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО с. Пателеймоновка Приморского края Г. П. […]...
- Биосфера. Среды жизни Вопрос 1. Назовите основные особенности жизни организмов в водной среде, в наземновоздушной среде, в почве. Особенности жизни организмов в водной среде, наземно-воздушной среде и в почве определяются физическими и химическими свойствами этих сред жизни. Эти свойства оказывают значительное влияние на действие других факторов неживой природы — стабилизируют сезонные колебания температуры (вода и почва), постепенно изменяют […]...
- Бесполое размножение организмов Вопрос 1. Какие виды бесполого размножения вы можете назвать? Бесполое размножение характеризуется тем, что в нем участвует лишь одна родительская особь и совершенно идентичные материнской дочерние особи. В природе существуют несколько видов бесполого размножения. Это деление клетки надвое, деление тела на несколько частей, почкование, спорообразование и вегетативное размножение. Вопрос 2. Почему гидры размножаются бесполым путем […]...
- Строение и свойства географической оболочки 1. Каково строение (состав и взаимодействие между компонентами) географической оболочки? Географическую оболочку изучает наука география. Географическая оболочка представляет собой сложное образование, получившееся при взаимодействии и взаимопроникновении атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы. Гидросфера и биосфера включены в географическую оболочку полностью, а литосфера и атмосфера — лишь частично (литосфера своей верхней частью, а атмосфера — нижней частью). […]...
- Межвидовые отношения организмов Вопрос 1. Какие примеры положительных и отрицательных взаимоотношений вам известны? Все биотические связи (в том числе положительные и отрицательные) можно разделить на шесть типов. Нейтрализм (00). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Например, на коже китов часто […]...
- Основные экологические проблемы современности Вопрос 1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы? На ранних этапах истории Земли атмосферу загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары. После появления человека, который стал активно использовать огонь, воздействие на атмосферу стало гораздо сильнее. Развитие промышленности и транспорта привело к ее сильному загрязнению. Последствиями загрязнения являются: кислотные дожди — возникают в результате […]...
- Вирусы Вопрос 1. Какое строение имеют вирусы? Простые вирусные частицы (например, вирус табачной мозаики) состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК), заключенной в капсид — белковую оболочку. Некоторые более сложные вирусы (вирус герпеса, гриппа и др.) могут содержать мембрану, построенную из липидов и белков, углеводы и ряд ферментов. Вопрос 2. На основании чего вирусы относят к […]...
- Состав и структура сообщества Вопрос 1. Какие факторы увеличивают видовое богатство сообщества? Видовое разнообразие сообщества зависит от следующих факторов: 1) географическое положение (при продвижении с севера на юг в Северном полушарии Земли, и наоборот, в Южном островная фауна обычно беднее, чем на материке, причем она тем беднее, чем меньше остров и чем более он удален от материка); 2) климатические […]...
- Урок биологии «Абиотические факторы среды и их влияние на организм» Урок «Абиотические факторы среды и их влияние на организм» 9 класс Цели занятия: Образовательная: Сформировать понятие об экологических факторах, Подразделении их на группы, подробно изучить абиотические факторы и их влияние на организм, изучить законы зависимости организмов от факторов среды. Развивающая: развивать у учащихся системное мышление, умения синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память. […]...
- Жизнь в океане 1. В чем особенность распространения жизни в океане? Жизнь в Мировом океане распространена повсеместно, однако видовой состав и плотность размещения растений и животных в водах океана крайне разнообразны и неравномерны. Живые организмы приспосабливаются к жизни в определенных условиях, образованных сочетанием различных свойств водных масс. 2. От чего зависит распределение организмов в поверхностном слое вод? Распределение […]...
- Тест на тему «Лишайники. Водоросли» Тест на тему «Лишайники. Водоросли» 1. Фотосинтез у водорослей происходит в: А) ядре в) цитоплазме Б) хроматофорах г) хлоропластах 2. Лишайнику как единому организму присущ способ размножения: А) половой в) партеногенеза Б) бесполый г) нет правильного ответа 3. Лишайники называют индикаторами чистоты воздуха, так как они: А) очищают воздух Б) загрязняют воздух В) создают среду […]...
- Контрольная работа по теме: «Основы экологии» Вариант 1 Задание 1. Какие экологические факторы вы знаете? Приведите примеры этих факторов. Что такое экологическая сукцессия? Приведите примеры. Задание 2 Тест «Один из четырех» 1. Какой экологический фактор в пустыне является ограничивающим? А — влажность Б — температура В — соленость почвы Г — свет 2. Какой из факторов является абиотическим? А — конкуренция […]...
- Сущность жизни и свойства живого Вопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»? Точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов. Вопрос […]...
- Роса — сочинение-описание явления природы Роса По народной примете обильная роса предвещает ясный день. Образуется роса в тихую погоду, когда поверхность земли и все предметы, находящиеся на ней, начинают охлаждаться и излучать тепло в поверхность. Как образовывается роса? Охлажденная поверхность почвы благоприятствует охлаждению прилегающих к ней слоев воздуха. Водяной пар, находящийся в воздухе, конденсируется при соприкосновении с поверхностью земли, превращаясь […]...
- Основные положения клеточной теории Вопрос 1. Кто разработал клеточную теорию? Клеточную теорию сформулировали в середине XIX в. немецкие ученые Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Они суммировали результаты многих известных к тому времени открытий. Основные теоретические выводы, получившие название клеточной теории, Т. Шванн изложил в своей книге «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» (1839). Главная […]...
- Кладовая солнца 6 класс Пришвин Рассказ М. М. Пришвина «Кладовая солнца» повествует о живой природе и о таком удивительном природном явлении, как болото. На протяжении столетий образовывались запасы торфа на дне болота. Растения отживали свой век, сгнивали и спрессовывались, превращаясь в огромные запасы топлива. А ведь болота — это наши богатства. Порой слово «болото» вызывает у нас неприятные ассоциации — […]...
- Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон Вопрос 1. Чем начинается и чем заканчивается эмбриональный период развития? Эмбриональный период развития начинается с образования оплодотворенной яйцеклетки — зиготы и длится до рождения организма или его выхода из яйцевых оболочек. Вопрос 2. Чем начинается и чем заканчивается постэмбриональный период развития? Постэмбриональный период начинается рождением (например, у млекопитающих) или выходом организма из яйцевых оболочек (например, […]...
- Конспект урока по географии «Животный мир России, Бурятии. Охрана органического мира» 8 класс Предмет — География, 8 класс. Тема: Животный мир России, Бурятии. Охрана органического мира. Цель урока: расширить знания учащихся о животном мире Бурятии, Сибири, России, дать знания о распространении типичных представителей животного мира и приспособлении их к среде обитания; Развивать коммуникативные умения, e работать с различными источниками знаний; Воспитывать экологическую культуру учащихся. Учебно-методическое обеспечение: Баринова И. […]...
- Биосфера — глобальная экосистема Вопрос 1. Расскажите о структуре биосферы. Биосфера — это та часть Земли, в пределах которой существует жизнь (причем в активной форме, а не в виде спор, пыльцы и т. п.). Также биосферу можно определить как особую оболочку Земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью всех живых организмов нашей планеты. Структурно биосфера охватывает часть […]...
- Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории Вопрос 1. Рассмотрите на рисунках строение простейших. Какие основные признаки этой группы организмов можно установить по их изображениям? Рассматривая изображения простейших, можно установить, что их организм состоит из одной клетки или группы клеток, сходных по строению. Строение каждой клетки обеспечивает возможность ее функционирования как целого организма. В строении каждого вида простейших можно рассмотреть определенные приспособления, […]...
- Тест «ЕГЭ Экология» ТЕСТ ЕГЭ Экология ВАРИАНТ № 1 1. Вегетативное размножение характерно для: 1) простейших 2) животных 3) вирусов 4) растений 2. Растения называют автотрофными организмами т. к. они: 1) повышают плодородие почв 2 ) способны синтезировать органические вещества из неорганических 3) активно поглощают органические вещества из окружающей среды 4) не входят в цепи питания 3. Основным […]...
- Абиотические факторы среды Вопрос 1. Какие приспособления к изменениям температуры окружающей среды существуют у растений и животных? Хорошо выдерживают температурные перепады покоящиеся стадии организмов — цисты, куколки насекомых, семена растений. Споры некоторых бактерий способны переносить колебания температур от -273 до +140 °С. Теплокровные животные — птицы и млекопитающие — поддерживают постоянную температуру тела при помощи высокого уровня обмена […]...
- Конспект урока по географии «Почвы и почвенные ресурсы» 8 класс — 3 — МАОУ «Чердынская вечерняя ОШ» Учитель: Микова Н. И. Класс: 8 Тема «Почвы и почвенные ресурсы» Цели и задачи урока: Сформировать понятия о почвенных ресурсах и их отличии от земельных, о причинах разрушения почв и роли мелиорации; Развивать у учащихся умения делать выводы и сжато излагать прочитанный материал, выделять главное; потребность в творческой […]...
- Биотические факторы среды Вопрос 1. Назовите известные вам типы взаимоотношений организмов в природе. Существует несколько различных типов взаимоотношений живых организмов в природе. Основными среди них являются: хищничество; паразитизм; конкуренция; симбиоз. Вопрос 2. Приведите примеры симбиоза и отметьте положительные стороны такого типа взаимодействия для обоих партнеров. Термин симбиоз образован от греческого слова symbiosis — «совместная жизнь». Под симбиозом обычно […]...
- Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики Вопрос 1. Дайте определения понятий «наследственность» и «изменчивость». Наследственность — это способность живых организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению. Она обеспечивает материальную и функциональную преемственность поколений, является причиной того, что новое поколение похоже на предыдущее. В основе наследования признаков лежит передача потомству генетического материала. Изменчивость — это способность живых организмов существовать […]...
- Нуждается ли экспериментальная деятельность современного ученого в этическом и правовом регулировании Хотелось бы начать с того, что же такое «этика»? Это учение о нравственной стороне деятельности человека. Но так как в теме эссе рассматривается деятельность биологов и медиков, то можно ограничить определение конкретными дисциплинами: медициной и биологией. Тогда учение уже будет называться биоэтикой, которая является одним из разделов прикладной этики. Однако, помимо этического есть еще и […]...
- Сочинение на тему «Загрязнение воздуха» Воздух, является наиболее важным элементом для всех живых организмов, и все же, большинство людей играют большую роль в загрязнение этого существенного ресурса. Загрязнение воздуха может быть столь же опасным как ядерное загрязнение или загрязнение воды, но в долгосрочной перспективе это будет иметь огромное влияние на окружающую среду и здоровье организмов, живущих на планете. Астма, рак, […]...
- Тестирование по природоведению Тестирование по природоведению. Вариант № 1 Задание уровня А Выберите один правильный ответ из четырех предложенных. А1: К живой природе относят: 1) растения 3) воздух; 2) воду; 4) бактерии, грибы, растения, животных. А2: Солнце — это: 1) самая большая звезда; 3) особое небесное тело; 2) самая большая планета; 4) самая близкая к Земле звезда. А3: […]...
- Литературная деятельность Писарева «Низвержение… династии Романовых и изменение политического и общественного строя,- писал он — составляют единственную цель и надежду всех честных граждан. Чтобы при теперешнем положении дел не желать революции, надо быть или совершенно ограниченным, или совершенно подкупленным в пользу царствующего зла… На стороне правительства стоят только негодяи, деньгами, которые обманом и насилием выжимаются из бедного народа. […]...
- Сочинение Поиск и исследование внеземных форм жизни. Предмет и задачи Определение жизни на других планетах, кроме Земли, является важной задачей для ученых, занимающихся вопросами возникновения и эволюции жизни. Наличие или отсутствие ее на планете оказывает существенное влияние на ее атмосферу и другие физические условия. Исследования превращений в поверхностных слоях планет с учетом возможных результатов деятельности человека позволит уточнить наши представления о роли биологических процессов в […]...
- Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея Вопрос 1. Что было известно о живой природе в Древнем мире? В эпоху Античности некоторые древнегреческие философы выделяли материальное начало, которое рассматривали как первоисточник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником считал воду. Живший на полвека позже Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что живые организмы произошли из воздуха. Демокрит […]...