Лиризм в произведениях Паустовского

Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать “сказку жизни”. “…Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального юрка, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчание Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона,- я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно”,- говорит писатель в рассказе “Жильцы старого дома”. Паустовский стремился показать прекрасное и романтичное в самом обыкновенном.

Герои

его произведений чутки к красоте природы, они не пассивные ее наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное.

Так, в рассказе “Корзина с еловыми шишками” дочь лесника Дагни Педерсен открыла мир музыки. Поэтичен сюжет этого небольшого рассказа. Незадолго до смерти Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками. Она собирала в корзину еловые шишки.

Детская непосредственность Дагни очаровала композитора, и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Григ написал музыку о “глубочайшей прелести девичества и счастья” и посвятил ее Дагни Педерсен. И она получила этот подарок через

много лет, когда композитора уже не было в живых.

Дагни услышала музыку Грига, поняла все то, что хотел сказать композитор; она “сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира”. В произведениях Паустовского чутко улавливается взаимосвязь искусства, природы и человека-творца. Они помогают читателю понять неповторимый язык природы, воспитывают любовь ко всему земному. И в то же время в них ясно выражено отношение автора к эпохе, к человеку.

Особенно чувствуется это в произведениях военных лет, например, в рассказах “Бакенщик”, “Правая рука”.

В рассказе “Бакенщик” старый Семен учит ребят уважению к родной земле, он считает, что от любви к ней “человек и идет драться”. У бакенщика Семена находятся меткие, живые слова для всего, что он видит: для ромашки, которую “грех сапогом раздавить”, для медуницы, для купены, цветы которой напоминают ему белые колокола – “заденешь и зазвонят”. Ему близко в природе все: облако, клевер, грибной дождь. “Такой дождь дороже золота. От него река теплеет, рыба играет, он все наше богатство растит”,- говорит Семен.

Мальчишки, которых он перевозит через реку, любят старика, хотя и посмеиваются над его ворчливостью. В рассказе “Правая рука” автора волнует тема “человек и природа”. Главный герой – Тихон Рябцев, зенитный пулеметчик, был ранен в руку под Петергофом.

Рана долго не заживала, пришлось отнять руку. Тихона перевезли через Ладожское озеро в Вологду, а потом и в Сибирь, в Бийск. Только летом выписался он из госпиталя и начал служить сторожем в Белокурихе. Здесь в живописных сибирских лесах он встретился с двумя мальчиками, которые рассказали, что до войны жили под Ленинградом.

Когда началась война, они были в лагере, и всех, у кого не было родителей, увезли сначала на Волгу, а потом в Белокуриху. Тихону понравился один из мальчиков – Мигуэль. Он испанец, сирота, его отец-старик был убит в Мадриде. Суровый Тихон полюбил бледного, застенчивого мальчика, привязался к нему, словно к сыну.

Когда лагерь перевели под Москву, Тихон чувствует себя одиноким и ненужным без мальчика. В конце весны попрощался он с сибирскими горами, зашил адрес лагеря в подкладку бушлата и отправился к сыну-приемышу. Основная мысль рассказа воплотилась в словах Тихона, сказанных им однажды мальчику-испанцу: “Ты сиротой между нами не будешь. Наш народ, конечно, простой, бывает грубый, но душевный”.

Тема любви к природе, родине сливается в этом рассказе с интернациональной темой.

Своеобразие творческой манеры Паустовского в произведениях, заключается в лиризме повествования и в романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Творчество К. Паустовского помогает человеку стать добрее, лучше, открывает красоту мира, учит любви к родной земле.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Лиризм в произведениях Паустовского