Анализ рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”

Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале “Литература в школе” № 6 за 1996 год. И статья Т. Т. Левашовой “Пока не поздно”, и работа Н. И. Гусаковой “За добро плати добром” дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, – потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой

работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьезность проступка и дальнейшую судьбу героини.

Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.

Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях (в младших классах мои ученики уже встречались с героями К. Г. Паустовского), но и осмысление

важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого – трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьезный разговор о серьезных проблемах, разговор, который бы дошел до каждого.

Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.

На Первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, еще раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание легкости повествования с серьезностью темы, указываем на те приемы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, “очеловечивание” поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаем глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.

Рассказывая об истории создания рассказа “Телеграмма”, обращаюсь к “Золотой розе”, особо подчеркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьей, данной в учебнике: она еще раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского – умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, “заряжать” страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.

Если остается время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан). Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.

План-конспект второго урока
“…Никого в жизни нет и не будет родней…”

Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское – в камне.

Начинаю урок с вопросов.

– А что такое телеграмма? Вам приходилось получать ее? Представьте такой момент – что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу?

А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счет названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто?

А выполнили они свое предназначение? ( Одна – опоздала, другой – не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.

Мы встречались с Паустовским – мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? ( Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нем есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока – определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

Работа с пейзажными фрагментами

– В какие моменты повествования наиболее ярко вплетен пейзаж? ( Ребята отметили начало рассказа, эпизод, описывающий ночь и старый клен, сцену похорон и последнюю ночь Насти в доме.) Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды. Работая по группам, ученики находят и выписывают определения, использованные автором, указывают те предметные детали, на которых остановлено наше внимание (работают три группы, каждая со своим фрагментом).

Все вместе обдумываем результат этой работы: осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово “холодный”. Почему? Можно это определение считать эпитетом? ( Оно не несет в себе оценочного значения, оно просто констатирует факт.)

А какие детали выделяет, подчеркивает автор?

Одинокий подсолнух, озябший клен, позабытые звезды – вот приметы этой холодной осени. Через какой прием они показаны? Зачем автор обращается к олицетворению? ( Клен – это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя.) Так какое же ощущение создает пейзаж?

Что вбирает в себя холод осени? Какие два определения связаны у Паустовского? ( Холодный и пустой, одинокий.)

Делаем первый вывод: пейзаж передает состояние героев, он психологичен по своей сути.

Судьбы Катерины Петровны и Насти

– Как представлена в рассказе история старой женщины? ( Только прошлое – настоящего нет: и клен, и сад – это только память. )

За счет каких еще деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Работаем с интерьерными описаниями, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса. Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, – Тихон и Манюшка.

Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они ее? ( Тихон уважает ее и память об ее отце, а для девочки она просто бабка. ) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют ее, но близкими их назвать нельзя.

Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддается пересказу? ( Письмо Насте. ) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? ( Еще раз подчеркивается одиночество, только в нем ее жизнь, только здесь она видит себя – и это никому не понятно.) Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? ( Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, ее работу.) Может, верна оценка Тихона? Что значит “пустельга”?

Согласны с его словами?

А как, по-вашему, автор согласен? Вспомните историю создания рассказа: городская жизнь Насти – это единственное, что домыслено автором. Зачем, раз все оценки даны?

Давайте еще раз вспомним страницы, посвященные Насте. Чем она занята, как подходит к делу? Она искренне заботится о людях?

Почему не обижается на капризы художника? ( В тексте есть прямой ответ на этот вопрос.) Разве человек равнодушный увидит это, сумеет понять? Вдумайтесь в строки, рассказывающие о получении письма и телеграммы: почему автором создан такой фон – речь о внимании к людям и усмешка Гоголя? Это пробуждение совести или еще и осознание чего-то особого?

Может, помогут описания, связанные с Настей? Те же звезды в момент прозрения, та же пустота в доме, когда она опоздала. А портрет девушки: ничего знакомого не видите? “Холодные глаза”. Что это значит?

Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. ( Проводим словарную работу.) Но у К. Г. Паустовского это слово связывалось с определением “одинокий”! Помните: пустой – холодный – одинокий… Есть подтверждение этой связи в истории Насти? “Нет, и никого не будет роднее…” Это правда? На что же обрекла себя Настя?

Почему? Неужели детское сердце – в камне? Почему так часто мы не можем или не хотим понять самых близких людей? В чем еще можно увидеть роль пейзажа, если вспомнить о связях, выявленных нами?

Может, перед нами своеобразное предупреждение? Может, смысл названия, вызывающего тревогу, в этом?

Оценка финала и выводы по уроку

Изменился ли пейзаж к финалу рассказа? ( Вспоминаем итоги групповой работы.) Зачем нужна новая героиня в конце? Ее глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Что видит учительница, с чем остается? ( Для нее все вокруг – родина, что-то близкое, родное, напоминающее о маме.)

С чем осталась Настя? ( Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди.) Кто мог бы помочь и простить ее, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы ее? ( Работа с эпиграфом.) Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. (Задание можно выполнить в конце урока, проведя таким образом момент рефлексии, или сделать его частью домашней работы.)

Дома : обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: “Что я услышал в телеграмме от Паустовского?”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”