Кто из персонажей – Гаврила и Челкаш – действительно свободен, а кому есть, что терять (Горький А. М.)
Ответы на вопросы:
1. Кто из персонажей – Гаврила и Челкаш – действительно свободен, а кому есть, что терять?
По-настоящему свободным человеком можно назвать лишь того, кто не имеет ровным счетом ничего. У Гаврилы есть и немного денег, мать, дом, хозяйство, земля, коса – место и занятие. У Челкаша нет ничего, что можно было бы потерять, кроме самой свободы: его любовь – дорога, море – ему не принадлежат и одновременно они у него есть – Челкаш может наслаждаться ими, когда захочется.
Он не привязан к деньгам, так как из-за
Значит, Челкаш является по-настоящему свободным.
2. Кто из них страшнее?
Когда в руки к человеку, ране более чем зависимому, вдруг попадает власть (в данном случае в роли власти выступает “свобода”, осознание Гаврилой того, что он может делать все, что захочет), он
В свою очередь, Челкаш воровал, вел разгульную жизнь, но имел честь и достоинство даже по сравнению с честным работягой. Все, что к нему приходило, он не боялся потерять, в отличие от Гаврилы, которому резкое изменение положения “вскружило голову”, и теперь он был готов на любые, даже самые гнусные поступки. Следовательно, человек, вдруг осознающий “свободу” действий и не ведающий меры в них, намного страшнее человека, всегда бывшего свободным.
3. Что происходит, когда человек в стремлении к “освобождению” нагло и трусливо приносит в жертву другого?
Он остается не просто несвободным, а становится рабом еще больше – рабом своих привязанностей, потребностей. Кроме того, он становится зависимым от приношения вреда другим – зависимым от этих людей.
4. Что происходит, когда люди становятся неограниченными в своей свободе?
Когда человек становится неограниченным, он перестает видеть границы, не знает меры своих действий, теряет себя, свою личность и в итоге становится чудовищем в человеческом теле, не видящим ничего дальше себя и в своих “ценностях”, приносящих окружающим исключительно вред.
5. От чего свободен и не свободен человек?
Человек не свободен лишь от того, что нематериально – чувства, привязанности, собственный выбор. Быть свободным от всего остального – материальных ценностей – или не быть, зависит только от того, какой путь он выберет.