Сочинение: Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького “Челкаш”
Вопрос экзаменационного билета (билет № 15, вопрос 2)
Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького “Челкаш”
Ранний период творчества Максима Горького характеризуется созданием ряда произведений романтической направленности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яркостью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, писатель использует материал сказок и легенд.
Но
Конфликт этого рассказа выражен в столкновении двух характеров, двух мировоззрений, представленных образами Челкаша и Гаврилы. Оба они происходят из крестьян. Но сейчас “Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. А Гаврила попал в портовый город после странствий в поисках заработка.
Он мечтает заработать большую сумму денег, чтобы вернуться в свою деревню, построить
В результате опасной ночной операции Челкаш выручает солидную сумму денег и часть из них платит Гавриле, которого нанял гребцом на лодку. С этого момента начинается финальная сцена рассказа, которая и является его кульминацией.
Челкаш добыл “солидный заработок”, потребовавший “немного труда и много ловкости”, и выполнил условия сделки, заключенной с Гаврилой. Каждый участник воровской операции получил свою долю, соответствующую, так сказать, собственному “трудовому” вкладу. Но Гаврила, изумленный тем, как просто и быстро досталась Челкашу огромная, по его крестьянским понятиям, сумма (он уже не вспоминает, как оба они рисковали жизнью и свободой, забыл, как трусливо вел себя на море), не может расстаться со своим напарником, а точнее – с деньгами, которые тот уносит. Это неприятно поражает Челкаша еще в лодке:
“- А жаден ты!.. Нехорошо… Впрочем, что же?..
Крестьянин… – задумчиво сказал Челкаш.
– Да ведь с деньгами-то что можно сделать!.. – воскликнул Гаврила, вдруг весь вспыхивая страстным возбуждением. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег: – Почет, довольство, веселье!..”
А на берегу происходит сцена, которая еще больше роняет крестьянского парня в глазах свободолюбивого и великодушного вора: “Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак.
Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы:
– Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..
Ведь в одну ночь – только в ночь… А мне – года нужны… Дай – молиться за тебя буду!
Вечно – в трех церквах – о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы – в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?..
Али тебе дорого? Ночь одна – и богат! Сделай доброе дело!
Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы – ох! Дай ты их мне!”
И Челкаш, “дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу”, бросает ему все деньги. В ответ Гаврила разражается воплями восторга и благодарности.
“Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного – никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя”.
А затем, в порыве животной радости, Гаврила делает признание, которое резко меняет ситуацию:
“- Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его – тебя – веслом… рраз!.. денежки – себе, его – в море… тебя – то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться – как да кто.
Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?”
Оскорбленный до глубины души Челкаш силой отбирает деньги у Гаврилы, и тогда тот пытается убить его камнем. В конце концов раненный в голову Челкаш возвращает деньги Гавриле и, не обращая внимания на его мольбы о прощении, уходит, “пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус”. А “Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш”.
В финальной сцене Горький демонстрирует читателю духовное превосходство Челкаша. Вор и пьяница проявляет благородство и щедрость, а “честный малый” едва не становится грабителем и убийцей. Челкаш – изгой общества, но у него есть нравственные правила, а главное – он ощущает себя свободным человеком, имеющим чувство собственного достоинства.
В концепции рассказа проявилось настороженное отношение Горького к русскому крестьянину. Писатель считал крестьянство косной общественной силой, не способной к революционному преобразованию жизни. Поэтому порвавший со своими крестьянским корнями босяк, вор и пьяница Челкаш оказывается нравственно сильнее Гаврилы, лишенного романтических чувств и способного на преступление ради наживы.