Образ и характер Челкаш (Горький А. М.)
Челкаш – герой одноименного рассказа М. Горького – является нищим пьяницей.
Внешний облик его малопривлекателен: ходил босым, одет был в старые, вытертые штаны, в грязную ситцевую рубаху, с разорванным воротом, без шапки. Этот человек не был никому нужен, не имел друзей. Таких людей, как он, называли отбросами общества.
Завтрашний день его не интересует, для него имеет значение лишь день сегодняшний.
Он и сам признается: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра – мы подумаем завтра”.
У Челкаша нет работы, даже грузчиком на гавань его не брали, нигде и никому он не был нужен. Сам персонаж не желал признаваться в том, что он является отбросом общества, никому не нужным жалким существом, которое опустилось на “дно жизни”. Освободиться от этих мыслей он пытается с помощью выпивки.
Большую роль играло в этом и море.
Когда Челкаш глядел на море, он ощущал большое и теплое чувство, которое захватывало всю его душу, очищая хоть немного от житейской скверны. Эти моменты были очень дороги герою, здесь, среди воздуха и воды, он чувствовал себя лучшим, чем был на
На море Челкаш чувствовал себя властелином всего, хоть на мгновение забывая о жизни, которую влачил на суше…
Однако горьковский герой, несмотря на нищету, пьянство и воровство, не теряет человеческих качеств, в нем присутствуют душевные ценности.
Читая его диалоги с Гаврилой, мы узнаем, что Челкаш некогда жил в деревне, у него были родители, своя земля, работа. О них он старался не вспоминать никогда, но Гаврила заставил Челкаша все вспомнить, хотя Челкаш говорил о своей жизни в деревне неохотно, воспоминания вызывали у него сильное душевное волнение.
Гаврила вынудил Челкаша восстановить в памяти свое прошлое, задуматься о том, что он не стоит ничего, и никому он не нужен. Эти мысли были неприятны Челкашу, и это неприятие он переносил на Гаврилу, но при этом испытывал к нему жалость. Челкаш чувствовал удовлетворение от лидерства над Гаврилой, от осознания, что тот его боится, страдает.
В эти моменты Челкаш чувствовал себя человеком.
Related posts:
- Образ Челкаша в рассказе Горького “Челкаш” Челкаш… Нищий. Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо говоря, он был отбросом общества. Его не интересовало завтра, он жил сегодняшним днем: “Лишь бы было хорошо сегодня, а на завтра – мы подумаем завтра”. […]...
- Образ и характеристика Челкаш и Гаврила (Горький А. М.) Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и человека. В своих произведениях он отдает предпочтение людям, которые свободны от законов общества. Эти герои имеют интересные взгляды, поведение. У главного персонажа всегда есть антагонист […]...
- Сочинение по рассказу Горького “Челкаш”; на тему: Челкаш и Гаврила – герои, противопоставленные друг другу Их несходство проявляется прежде всего во внешнем виде. Гришка Челкаш, “старый травленый волк заядлый пьяница Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшем его сухие угловатые кости, обтянутые коричневой кожей”. Весь вид Челкаша был хищный, автор сравнивает его со степным ястребом, взгляд его острый, глаза […]...
- Челкаш (Горький А. М.) На уроке литературы мы познакомились с творчеством выдающегося русского поэта 19 века М. Горьким. Особую известность автору принес рассказ “Челкаш” написанный в 1894 году, который пользуется актуальностью и в наши дни. В произведение автор использует антитезу, которая позволяет обратить внимание на отличительные черты героев: внешность, речь, социальное и имущественное положение, а так же взгляды, черты […]...
- Краткое содержание “Челкаш” Горький Рассказ открывается описанием порта. Голоса людей едва пробиваются сквозь шум пароходных винтов, звон якорных цепей и т. д. 1 Появляется Гришка Челкаш, “заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. “Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (5) Много разных мыслей и переживаний возникло у меня, когда я читала рассказ М. Горького “Чел-каш”. Писатель смог точно передать всю картину нищенского существования людей, проникнуть в их сокровенные мечты. Он показал, в кого превращаются люди, доведенные до отчаяния, до безысходности при виде чужого счастья и богатства. “Гришка Челкаш – заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа Челкаш Идейно-художественное своеобразие “Челкаш” – ранний рассказ Горького, один из цикла рассказов о людях из народа, которые несут в себе высокие этические качества. Основной пафос – утверждение высоких творческих возможностей человека из народа. По определению самого автора, “Челкаш” – это маленькая драма, разыгравшаяся между двумя людьми. Конфликт связан с ситуацией скитальчества, бегства из родного гнезда. На […]...
- В чем драма Челкаша и Гаврилы в рассказе Горького “Челкаш” Драма, разыгравшаяся между Чеклашом и Гаврилой, состояла в том, что Челкаш спровоцировал, сам того не желая, попытку Гаврилы убить его. Гаврила, сообщник Челкаша в последней краже, поставил в своем сознании выше Челкаша (“ненужный на земле” – так оценивает он жизнь Челкаша). Он принизил Челкаша своей ограниченностью, непониманием смысла жизни, нелюбовью к морю и к свободе. […]...
- Сочинение. Какие чувства вызывают поступки героев рассказа челкаш горького Гришка Челкаш, “старый травленый волк, заядлый пьяница. Он был бос, в старых вытертых плисовых штанах, без шапки, в фязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом, открывавшем его сухие угловатые кости, обтянутые коричневой кожей”. Весь вид Челкаша был хищный, автор сравнивает его со степным ястребом, взгляд его острый, глаза холодные. Гаврилу же автор описывает так: “… молодой […]...
- Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.) Пейзаж в рассказе “Челкаш” М. Горький противопоставляет жизни людей. Проблемам взаимоотношений между людьми посвящены рассказы писателя 90-х годов XIX века. Автор наблюдает за жизнью России, находится в поисках своего положительного героя, пытается найти пути изменения современного ему общества. Однако природа занимает большое место в его рассказах. Пейзаж в рассказе “Челкаш” выполняет обрамляющую роль – он […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (6) В 1894 году великий русский писатель М. Горький пишет свой рассказ “Челкаш”. Уже в 1895 году “Челкаш” был напечатан в журнале “Русское богатство”. Этот рассказ принес автору широкую известность. Впервые в русской литературе главным героем произведения является вор, Челкаш. При этом автор не критикует своего героя, а показывает, что существуют такие “правильные” люди, которые в […]...
- Краткое содержание Челкаш в сокращении (Горький А. М.) 1. Появился Григорий Челкаш “пропащая пьянь и опытный воришка”. “Даже в тех местах, где кроме него были десятки других смелых и сильных фигур, мужчина умел обратить на себя внимание. Он был похож на ястреба – хищника степи. Его хищная худоба и походка, весьма плавная и спокойная на первый взгляд, внутри бушевала и была зоркая, как […]...
- Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького Образ Челкаша появляется практически в самом начале рассказа, сразу после описания гавани, где скоро и должен появиться главный герой. Среди местных жителей Челкаш слывет безудержным пьяницей, смелым вором и ловким пронырой. Несмотря на свой далеко не молодой возраст, “дела” свои он проворачивает часто и всегда успешно. Как и в других произведениях Горького, в данном рассказе […]...
- Челкаш и Гаврила Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького “Челкаш”. Челкаш – представитель “дна” большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, “заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. Автор […]...
- Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького “Челкаш”) Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького “Челкаш”) Раннее творчество Горького (90-е гг. XIX в.) создавалось под знаком “собирания” истинно человеческого: “Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш” У Максима Горького с раннего детства была тяжелая жизнь “в людях”. Он работал в разных местах, что позволяло ему наблюдать за жизнью людей, за их судьбами. Его интересовало все, что происходило в России. И, по мере возможности, он старался во всем участвовать. Горький много путешествовал по Италии. Наблюдая за жизнью итальянского народа, он создал книгу […]...
- Краткий пересказ Челкаш (Горький А. М.) В самом начале произведения, можно полностью окунуться в ту атмосферу, которая царит в морском порту. Люди там все одинаковые, уставшие и порой даже отупевшие от этой усталости. Все шумят, кричат. На фоне человеческих возгласов слышны шумы моря, различных механизмов, паромов, кораблей, птиц. Это все создает единую рабочую музыку, которая, казалось, играет там. Но она становится […]...
- Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького “Челкаш” ) В рассказе “Челкаш” М. Горький описывает “маленькую драму, разыгравшуюся между двумя людьми”. Оба героя – Челкаш и Гаврила – выходцы из деревни. Челкаш греет сердце вспоминаниями о деревенском детстве и юности, а Гаврила мечтает о зажиточной жизни в деревне. Челкаш понимает желания Гаврилы и даже чувствует ответственность за его судьбу. Челкаш давно оторван от земли, […]...
- Образ босяка в рассказе М. Горького “Челкаш” Босячество – интересное явление социальной жизни России конца 19 – начала 20 века. Современный Толковый словарь дает такое краткое определение босяка – “опустившийся человек из деклассированных слоев населения”. Но за этой лаконичной формулировкой кроется целая жизненная философия, интересная культура, особый взгляд на мир. М. Горький – один из многих писателей, интересовавшийся феноменом босячества. Тем более […]...
- Краткое изложение Челкаш Максим Горький Максим Горький Челкаш “Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно почти не отражается в воде… В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными. Созданное ими поработило и обезличило их”. Вереница грузчиков, несущая тысячи пудов хлеба ради того, чтобы […]...
- Краткое содержание “Другая версия Челкаш” Горький “Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно почти не отражается в воде… В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными. Созданное ими поработило и обезличило их”. Вереница грузчиков, несущая тысячи пудов хлеба ради того, чтобы заработать себе на […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (4) Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения с романтическими героями потрясли русского читателя верой во всемогущество свободного человеческого духа, страстной, всезахватывающей жаждой обновления, жизнеутверждающей верой в подвиг. Главными героями произведения Горького […]...
- Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Челкаш Горького Гаврила является одним из центральных героев рассказа М. А. Горького “Челкаш”. В раннем творчестве писателя основное место занимают романтические настроения. Нераздельная связь между человеком и природой, особое внимание к личности, в которой сочетается одиночество и свобода, вызов обществу и его законам, конфликт главного героя и героя-антагониста – эти черты романтизма находят свое отражение и в […]...
- Образ и характер Данко Сокол (Горький А. М.) Высокий оптимистический тонус двух “южных поэм” Горького, антиницшеанская направленность легенды о Ларре, яркий, “антибудничный” колорит рассказов – все это если и не было осознано современниками как первый проблеск новой литературной эпохи, то, во всяком случае, поразило их своей дерзкой новизной и весенней свежестью. Но самая главная новизна – сейчас это особенно ясно – заключалась в […]...
- Образ и характер Павла Грачевева и Нила (Горький А. М.) Если в пьесе “На дне” отсутствуют персонажи, связанные с передовыми, прогрессивными силами общества, то в “Мещанах” и “Дачниках”, хотя эти пьесы и не обладают такой яркостью, как “На дне”, мы находим типы людей начала XX века, не удовлетворенных старым порядком жизни, протестующих против него. Таковы представители демократической интеллигенции: Шишкин, Цветаева (в “Мещанах”), Влас, Варвара Михайловна, […]...
- Челкаш и Гаврила (сравнительная характеристика) Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком “собирания” истинно человеческого: “Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них […]...
- Челкаш краткое содержание Горький М. 1 Появляется Гришка Челкаш, “заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. “Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той […]...
- Образ и характер Жизнь Клима Самгина (Горький А. М.) Еще более значительным историческим и социальным содержанием, еще более совершенным словесным мастерством, еще большей глубиной психологического анализа отличается итоговое произведение Горького – роман “Жизнь Клима Самгина”. “Жизнь Клима Самгина” представляет собой апофеоз почти полувековой “борьбы Горького против буржуазной реакционной культуры, против антинародной философии, этики и эстетики, выдвигаемых в качестве последнего бастиона эксплуататорскими классами в период […]...
- Образ и характер Павла Власова в романе Мать (Горький А. М.) Люди, изображенные в романе “Мать”, разделены на два лагеря, до конца враждебных друг другу. Они стоят на противоположных сторонах баррикады классовой борьбы: с одной стороны – рабочие, революционная интеллигенция, пришедшая к рабочему классу и при-несшая ему революционную теорию марксизма, крестьянство, организуемое рабочим классом и объединяющееся с ним для борьбы; с другой стороны – представители господствующих, […]...
- Образ характер Неудачник Губин (Горький А. М.) Философия другого обывателя, Ираклия Вырубова (“Кладбище”), еще примитивнее. Он вообще лишен чувства сострадания к людям, он воплощение самых низменных черт “рабьей” психологии, “зоологического, звериного эгоизма”. Несколькими штрихами Горький создает психологически и социально выразительный портрет этого человека:”… мне неотвязно воспоминался Ираклий Вырубов, в валяных туфлях на тяжелых лапах, толстогубый с жадным ртом и лживыми глазами”. Вся […]...
- Образ и характер сектанта Калинина (Горький А. М.) Другой герой – Алексей Калинин заинтересовал “проходящего” с первого взгляда – он увидел его впервые в церкви и был удивлен необычным поведением богомольца, в молитвах которого было “ясное отсутствие обычного – рабьего, пугливого отношения к своему богу”. Как личность он оказался значительнее Губина. Будучи лакеем у генерала, Калинин влюбился в его дочь, которая жестоко подшутила […]...
- Образ и характер Вялова в романе Дело Артамоновых (Горький А. М.) Фигура Тихона Вялова – крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых – самая сложная в повести и (во всяком случае, до финала, когда многое проясняется) – фигура загадочная. М. Горького беспокоило, что критики, говоря о повести, “всегда забывают отметить фигуру Тихона Вялова, а она не зря воткнута в жизнь Артамоновых” что ни один из них “не […]...
- Романтичные босяки (М. Ю. Горький “Челкаш”) Сиду гнева, пламя страсти и уверенность победы слышат тучи в этом крике. М. Горький, “Буревестник” У Горького предельно яркое, истинно-художественное дарование, которого не решаются отрицать самые злые ненавистники его. Основные свойства его таланта: замечательная наблюдательность и колоритность, заражающая читателя свежесть восприятия, высокое развитие чувства природы, первостепенная меткость афоризма. Наблюдательность Горького особого рода: он никогда не […]...
- Анализ рассказа М. Горького “Челкаш” Рассказ “Челкаш” относится к ранним романтическим произведениям М. Горького. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот “класс” людей, образовавшийся в России в конце 19 – начале 20 века. Горький считал босяков интересным “человеческим материалом”, находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: “Я […]...
- Образ и характер Калинина в рассказе Калинин (Горький А. М.) Герой рассказа “Калинин” особенно близок к таким персонажам раннего горьковского творчества, как Шакро в “Моем спутнике” (обнищавший князек, проникнутый животным эгоизмом) и как Промтов в “Проходимце” (опустившийся на “дно” интеллигент, ставший воплощением цинизма). Образ Калинина, уверенного, что каждый должен жить “сам по себе”, презирая всех остальных (“позвольте мне наплевать на игру вашу, а жить я […]...
- Образ и характер Татьяны Власьевны в рассказе Женщина (Горький А. М.) Яркими гранями сверкнул характер простой русской женщины-рязанки Татьяны Власьевны (“Женщина”). В ней живет жажда человеческого счастья, которое она ищет, скитаясь по дорогам России. Душа ее раскрыта горю и радости, но видит она больше горя вокруг, и ей “всю-то жизнь жалко, всю наскрозь, всех людей”. Ищет она не просто достатка и покоя – замкнутая жизнь зажиточных […]...
- Образ и характер Пелагеи Ниловны Власовой в романе Мать (Горький А. М.) Роман называется “Мать”. Тем самым Горький подчеркивает особую важность для понимания идейного значения романа образа матери Павла Власова – Ниловны. На примере ее жизни Горький показывает читателю тот путь, которым многие рабочие шли к революции. В этом – глубокое обобщающее значение образа Пелагеи Ниловны Власовой. В начале романа Ниловна – запуганная, забитая женщина, “…Заколочена душа […]...
- Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш” Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш” Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе “Челкаш”. Рассказ, собственно, и начинается с художественных […]...
- Чему посвящен рассказ Горького “Челкаш” Этот рассказ посвящен теме босячества. Босяки – особая категория людей, которая попадает на “дно” жизни. Эти люди сами выбирают свой образ жизни – свободу, об одной истории из жизни босяка и повествует это произведение (автор называет ее маленькой драмой). Главные герои – Челкаш и деревенский парен Гаврила, но рассказ назван “Челкаш”, так автор выделяет босяка […]...
- “Челкаш”, анализ рассказа Максима Горького Рассказы Максима Горького о босяках отразили новое явление в русской жизни. В 1890-е годы значительно увеличилось количество так называемых люмпен-пролетариев, то есть людей, по сути, обреченных на нищету. И если большинство писателей изображали таких героев отвергнутыми обществом, низведенными до самой низшей степени падения, то Горький взглянул на “отверженных” по-другому. Герои писателя – вольнолюбцы, склонные к […]...