Краткое содержание Рассказа “Червоточина” и “Чужая кровь”

Рассказы “Червоточина” (“разлом” богатой семьи), “Прод-комиссар” (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: “одного роду, но не одного класса” люди.

Одно из важнейших достижений молодого Шолохова – от­крытие души простого казака, в которой он находит черты ис­тинной человечности, красоты, продолжая тем самым тради­цию классической литературы в решении темы “маленького че­ловека”, но уже на своем особом, донском материале.

Рассказ “Чужая кровь” словно предсказывает нам будущего Шолохова.

Главное здесь – глубокий психологизм в обрисовке характера старого Гаврилы и его жены. Шолохов сумел передать сложную гамму чувств, их движение.

Вначале – “вынашивал, кохал, нянчил ненависть” к красным, назло надевал погоны, шаровары с лампасами, кресты и медали. Дрогнуло сердце от ужаса расправы над продотрядом и от жалости к белокурому продотряднику – мальчишка еще, ровесник погибшему сыну… Горе, ненависть, озлобление постепенно отступают перед лю­бовью к спасенному юному продкомиссару: “Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного”… “Слезы закипали

в груди” от жалости и тревоги, когда ухаживал за ра­неным. “Невыплаканную любовь” перенесли старики на нового Петра, радовались, когда он впервые произнес “отец”. С пора­зительной силой передана трагедия расставания: старик “угло­вато осунулся” и не выдержал: “Прощай, родимый!

Солнышко ясное без тебя у нас…” – и, кривя мокрое от слез лицо, резко, до крика, повысил голос: “Подорожники не забыл, сынок?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!” – а в груди рыдало невып­лаканное слово “Не верится!”. Итак, в “Донских рассказах” уже обнаружились важнейшие черты Шолохова-художника:

– правда, суровая, подчас жестокая, умение показать ост­рые жизненные конфликты;

– внимание к простому человеку, к образам живых людей (об этом шел спор в литературе 20-х годов);

– особый язык (разговорный, с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, например, песня в “Чужой крови”, параллели с животным миром), индивидуали­зация речи героев, юмор;

– особая роль пейзажа (например, образ непаханой, запу­щенной земли в “Чужой крови”; “Днями летними, погожими, в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном се­ребряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на ко­лосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти” (“Алешкино сердце”).

“Донские рассказы” свидетельствовали о несомненной та­лантливости молодого писателя. И в то же время Шолохов еще не поднялся в них над уровнем большинства произведений 20-х годов, в которых ожесточенное классовое противостояние при­нималось как нечто естественное и закономерное, не подлежа­щее сомнению.

Сюжеты большинства произведений несложны, они отлича­ются резкой контрастностью изображения (наши – не наши) и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств. Поэтому в “Донских рассказах” нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, того осознания самоценности человеческой личности, которые будут присущи “Тихому Дону”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание Рассказа “Червоточина” и “Чужая кровь”