Краткое содержание Рассказа “Червоточина” и “Чужая кровь”
Рассказы “Червоточина” (“разлом” богатой семьи), “Прод-комиссар” (сын не останавливает расстрел отца) продолжают ту же тему: “одного роду, но не одного класса” люди.
Одно из важнейших достижений молодого Шолохова – открытие души простого казака, в которой он находит черты истинной человечности, красоты, продолжая тем самым традицию классической литературы в решении темы “маленького человека”, но уже на своем особом, донском материале.
Рассказ “Чужая кровь” словно предсказывает нам будущего Шолохова.
Вначале – “вынашивал, кохал, нянчил ненависть” к красным, назло надевал погоны, шаровары с лампасами, кресты и медали. Дрогнуло сердце от ужаса расправы над продотрядом и от жалости к белокурому продотряднику – мальчишка еще, ровесник погибшему сыну… Горе, ненависть, озлобление постепенно отступают перед любовью к спасенному юному продкомиссару: “Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного”… “Слезы закипали
Солнышко ясное без тебя у нас…” – и, кривя мокрое от слез лицо, резко, до крика, повысил голос: “Подорожники не забыл, сынок?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!” – а в груди рыдало невыплаканное слово “Не верится!”. Итак, в “Донских рассказах” уже обнаружились важнейшие черты Шолохова-художника:
– правда, суровая, подчас жестокая, умение показать острые жизненные конфликты;
– внимание к простому человеку, к образам живых людей (об этом шел спор в литературе 20-х годов);
– особый язык (разговорный, с использованием элементов донского диалекта, фольклорных мотивов, например, песня в “Чужой крови”, параллели с животным миром), индивидуализация речи героев, юмор;
– особая роль пейзажа (например, образ непаханой, запущенной земли в “Чужой крови”; “Днями летними, погожими, в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы гарновки ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти” (“Алешкино сердце”).
“Донские рассказы” свидетельствовали о несомненной талантливости молодого писателя. И в то же время Шолохов еще не поднялся в них над уровнем большинства произведений 20-х годов, в которых ожесточенное классовое противостояние принималось как нечто естественное и закономерное, не подлежащее сомнению.
Сюжеты большинства произведений несложны, они отличаются резкой контрастностью изображения (наши – не наши) и такой же однозначностью авторской позиции, что влияет на подбор художественных средств. Поэтому в “Донских рассказах” нет и еще не могло быть того многостороннего охвата жизни во всей ее сложности, разнообразии и трагизме, того осознания самоценности человеческой личности, которые будут присущи “Тихому Дону”.