Михаил Александрович Шолохов
Практикум
Задание 1
Групповые задания
I. Подготовьте небольшое сообщение о рассказе “Жеребенок” из цикла “Донские рассказы”, опираясь на вопросы и задания.
1. Перескажите фабулу рассказа “Жеребенок”.
2. В каких художественных образах автор раскрывает близость Трофима к естественной – природной и крестьянской – жизни?
3. Найдите и прокомментируйте эпизоды, где можно увидеть слияние голосов автора и героя. В чем смысл этого приема?
4. Трагичным или оптимистичным является, с вашей точки зрения, финал
5. Как вы поняли авторскую позицию в рассказе?
II. Подготовьте небольшое сообщение о рассказе “Шибалково семя” из цикла “Донские рассказы”, опираясь на предложенные вопросы и задания.
1. Перескажите фабулу рассказа “Шибалково семя”.
2. С какой целью Шолохов использует в этом произведении форму сказа?
3. Почему сотня помиловала “Шибалково семя”?
4. Как вы оцениваете поступки Якова Шибалка: убийство “по совести” Дарьи и спасение ребенка?
5. Какова авторская оценка поступка героя рассказа?
III. Подготовьте небольшое сообщение о рассказах “Родинка”
1. Перескажите фабулы рассказов “Родинка” и “Чужая кровь”.
2. В каких художественных деталях Шолохов сталкивает “мир” и “войну”? Определите смысл этой антитезы в рассказах.
3. Какую роль в рассказах играет пейзаж? Прокомментируйте одну-две пейзажных зарисовки, чтобы доказать свое мнение о роли описаний природы у Шолохова.
4. Сопоставьте финальные сцены рассказов. Как меняется поведение атамана, героя “Родинки”, когда он узнает в убитом красном сына? Как эти изменения отражены в темпе и тональности повествования?
Почему Шолохов завершает рассказ “Чужая кровь” сценой расставания стариков с обретенным сыном?
5. “Родинка” начинает, а “Чужая кровь” завершает шолоховский цикл, посвященный Гражданской войне на Дону. Сравните первый и последний рассказы цикла с точки зрения разрешения в них конфликта “отцов и детей” в революционную эпоху. Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон?
Задание 2
Познакомьтесь с различными трактовками авторской позиции в “Донских рассказах” М. А. Шолохова.
– Литературовед В. А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в “Донских рассказах” как “совесть молчащую, благословляющую кровопролитие”
С какими трактовками вы согласны, а с чем готовы поспорить? Обоснуйте свое мнение, обратившись к рассказам “Жеребенок”, “Шибалково семя”, “Родинка” и “Чужая кровь”.
Задание 3
Прочитайте эпиграфы к роману – строфы старинных казачьих песен. Почему в качестве эпиграфов Шолохов использует две песни? В чем вы видите их сходство и различие?
Познакомьтесь с истолкованиями эпиграфов В. В. Васильевым, Н. С. Кисловой и С. Г. Семеновой, а также с полным текстом народной песни, отрывок из которой М. А. Шолохов сделал вторым эпиграфом к “Тихому Дону”.
Согласны ли вы с исследователями?
– “В романе очень важна связь семейного начала с фольклором. Посредством одной из древнейших метафор – воды, мотив вечного течения Дона оказывается связан с мотивом рода. Именно отсюда берут начало лейтмотивы вдовства, сиротства, материнского горя, пронизывающие все книги “Тихого Дона”.
Старинная казачья песня настораживает, настраивает отнюдь не на благостное восприятие мирного быта и нравов “Тихого Дона”, а на восприятие полных драматизма народных судеб. Острота социальных потрясений в годы, охваченные произведением, еще отчетливее обнажается вторым эпиграфом: “Ой ты, наш батюшка тихий Дон! // Ой, что же ты, тихий Дон мутнехонек течешь?” Этот эпиграф – начало старинной казачьей песни семейного характера. Шолохов заимствует из песни лишь ту часть, которая становится основой для социальных обобщений. Образ взмутившейся реки в народной лирике – символ тревоги, волнений, вызванных большими событиями в личной и общественной жизни”