ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА

Антон Павлович Чехов – величайший
юморист. Нам известно множество его рас-
сказов, хоть и маленьких, но удивительно
интересных. Каким же образом Чехов доби-
вается такого результата? Попробуем ра-
зобраться в этом на примере рассказа “Тол-
стый и тонкий”.
Заголовок, как всегда, очень точный. Уже
из него мы узнаем о главных действующих
лицах. Но сразу интересная особенность. Ав-
тор не дает героям конкретных имен: данная
характеристика (толстый и тонкий) позволя-
ет нам узнать намного больше. В названии

/> заложен смысл произведения. Мы сразу мо-
жем представить, что толстый – важный че-
ловек, может быть, занимающий высокую
должность, а тонкий является мелким чи-
новником. Тут мы уже видим свойственную
Чехову лаконичность. Он сам писал: “Умею
коротко говорить о длинных вещах”. Дейст-
вительно, все коротко, но емко. Добивается
он этого с помощью целой системы вырази-
тельных средств.
Любое юмористическое произведение Че-
хова настроено на сиюминутность, на всем
известные ситуации, вещи. Но эта сиюмй-
нутность выражается не просто в упомина-
нии такой вещи,
а в особой точности упоми-
нания, демонстрирующей совершенное ее зна-
ние автором и приглашающей читателя это
знание разделить. Да, автор уделяет огром-
ную роль читателю. Но вернемся к вырази-
тельным средствам.
Действие начинается внезапно: “На вок-
зале Николаевской железной дороги встре-
тились два приятеля; один толстый, другой
тонкий”. Мы сразу узнаем кто, где и что. Мы
видим, что встретились старые знакомые, а
по их речи можно понять, что герои были в
хороших отношениях. Тонкий запинается от
волнения, они дружески приветствуют друг
друга. Читаешь и чувствуешь благоприят-
ную атмосферу их встречи. Для показа наст-
роения автор использует восклицательные
предложения. “Приятели троекратно обло-
бызались и устремили друг на друга глаза,
полные слез. Оба были приятно ошеломле-
ны”, – замечает автор.
Мы не перестаем удивляться мастерству
Чехова в умении характеризовать героев.
Чехов не описывает внешность, он обращает
внимание на главное: “Толстый только что
пообедал на вокзале, и губы его, подернутые
маслом, лоснились, как спелые вишни… Тон-
кий же… был навьючен чемоданами, узлами
и картонками”. Чехов использует метафоры
(например, лоснились губы), сравнения (на-
пример, как спелые вишни), эпитеты и дру-
гие художественные средства, а главное, он
использует их изящно, с мастерством. Каж-
дое слово, каждая деталь раскрывает образ
героев произведения. Но есть вещи, которые
описываются Чеховым как бы мимоходом.
Их присутствие оправдывается тем, что яв-
ление рисуется во всей его целостности. Так,
например, читателю не очень важно знать
про сына, про жену тонкого, но это необходи-
мо для создания общей картины.
Действие развивается очень быстро. В ре-
зультате изменения ситуации внезапно при-
ходит развязка. Оказывается, что толстый
“уже до тайного дослужился”. Стоит тонкому
узнать это, и дружественная атмосфера вдруг
куда-то пропадает. Он запинается теперь еще
чаще, но уже не от радости. Чехов пишет:
“Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро
лицо его покривилось во все стороны широ-
чайшей улыбкой; казалось, от лица его посы-
пались искры. Сам он съежился, сгорбился,
сузился…” А дружественное обращение “ми-
лый мой” быстро заменяется на “Ваше пре-
восходительство”. Тонкий вдруг стал часто
прибавлять “-с”, да и прежних восклицаний
поубавилось. Толстому даже не понравилось
“это чинопочитание”. Он бросает: “Ну, полно!
Для чего этот тон?” А тонкий уже не может
по-другому. Чехов продолжает: “На его лице
было написано столько благоговения, сладо-
сти и почтительной кислоты, что тайного со-
ветника стошнило”.
Чехов – один из немногих, кто может так
ярко нарисовать литературную картину.
Для него слово – орудие, которым он умеет
мастерски пользоваться. Какое емкое выра-
жение – “почтительная кислота”! Наверное,
невозможно точнее охарактеризовать выра-
жение лица тонкого. Действительно, этого
почтения так много, что даже кисло стано-
вится, тем более, что оно неискреннее.
Картина смешна до абсурда. Когда “при-
ятели” прощались, тонкий пожал три пальца,
поклонился всем туловищем. Она смешна,
но и печальна. Так в форму рассказа Чехов
смог вместить огромное социально-философ-
ское и психологическое содержание. Даже то,
что у героев рассказа нет имен, говорит о ти-
пичности таких людей. Рассказ А. П. Чехо-
ва “Толстый и тонкий” актуален и сейчас,
ведь чинопочитание, преклонение перед
должностью (за которой порой личность чело-
века остается незамеченной) часто встречают-
ся и в наши дни. Но талант Чехова заключает-
ся не только в том, что он видит и поднимает
в своих произведениях социальные проблемы,
но и в том, какими средствами он этого дости-
гает. Читая А. П. Чехова, мы не перестаем вос-
хищаться даром великого мастера слова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА