Конфликты предметом высокой трагедии Шолохова



Предшественники и современники Шолохова писали о трудностях революции в России, воссоздавали этапы, обусловившие сложные и суровые коллизии тех лет. М. Шолохов впервые в русской литературе сделал те же конфликты предметом высокой трагедии. Автор “Тихого Дона” заговорил о трагизме исторического перехода от старого, веками формировавшегося уклада, к новому строю жизни. Он разглядел такое глубинное содержание переходной эпохи от капитализма к социализму, которое ускользало от взора многих писателей.

Отсюда у Шолохова иная диалектика

соотношения классового и индивидуального, исторического и злободневного по сравнению с большинством его современников. Потому-то опыт творчества Шолохова приобрел в XX в. поистине универсальный характер, общечеловеческий смысл.

Новаторство Шолохова проявилось и в трактовке судьбы главного героя и необходимость единения на обновленной в результате победы революции земле – вот где выход из состояния трагического расщепления национальной жизни. Всем ходом содержания эпопеи выявлены и подчеркнуты писателем две особенности, два момента Октябрьской революции: неотторжимость национального и интернационального

– общенародного.

В “Тихом Доне” соединены величие и человечность в таком редчайшем сплаве, какого удавалось достичь лишь немногим: создателям древнего эпоса и трагедии, Шекспиру, Л. Толстому. Величие эпопеи Шолохова в том, что он объял целый мир с его законами и конфликтами. Гуманность писателя не только в любви к простым людям, но и в смелости, с какой художник смотрит в глаза жестокой правде, нигде не отводя взора от непредвиденного или нежелаемого.

Запечатлевая исторический путь, пройденный народом, художник изучал обычаи, нравы, складывавшиеся десятилетиями и веками, отражающие быт как материальную форму, в которую они отлились. Пристальное внимание к бытовой сфере обусловлено естественной потребностью писателя глубже проникнуть в душу своих героев. Картины казачьей жизни с бесчисленными эпизодами хозяйственно-полевых работ, сватовства, свадеб, посиделок чрезвычайно важны художнику: они передают неповторимость народного бытия, состояние “покоя”, предшествующего социальному взрыву.

Вместе с тем это и средство эпической ретардации, сравнимое разве с повествовательными приемами Л. Толстого в “Войне и мире”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конфликты предметом высокой трагедии Шолохова