Как раскрывается в романе Пушкина “Евгений Онегин” “русская душа” Татьяны?
Как раскрывается в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “русская душа” Татьяны?
Татьяна Ларина – первый в русской литературе реалистический женский образ, “милый идеал” поэта. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад – все это раскрыто в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом.
Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. “Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…
Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты русского человека.
Татьяна
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозной,
И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует сравнения (“Как лань лесная боязлива”), эпитеты (“с ее холодною красою”, “розовых снегов”).
Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафорическое сравнение. “Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено”. И общение героини с няней, вера “преданьям простонародной старины”, снам, гаданьям, приметам и суевериям – все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. “Татьяна – вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка…
Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…”, – писал Д. Мережковский.
В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется “по-книжному”, она присваивает себе “чужой восторг, чужую грусть”. Однако постепенно она начинает открывать для себя внутренний мир Онегина.
И в финале он уже не является для нее загадкой, “пародией”. И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу.
И это тоже чисто русская черта.
Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чувствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими кокетками, он неоднократно заступается за нее перед читателем. “Я так люблю Татьяну милую мою”, – замечает Пушкин. И прежде всего поэта привлекает именно “русская душа” Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.
Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин – герой “культуры”, западноевропейской цивилизации. Татьяна – дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души.
Природа и культура в романе не совместимы – они трагически разъединены.