Как раскрывается в романе Пушкина “Евгений Онегин” “русская душа” Татьяны?



Как раскрывается в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” “русская душа” Татьяны?

Татьяна Ларина – первый в русской литературе реалисти­ческий женский образ, “милый идеал” поэта. Миросозерца­ние героини, ее характер, душевный склад – все это раскры­то в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным ха­рактером и духом.

Характер ее остается неизменным на про­тяжении всего романа. “Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только

развившимся, но не из­менившимся”, – писал В.Г. Белинский.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…

Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты рус­ского человека.

Татьяна понимает “тайный язык” природы, единственными друзьями

ее становятся поля и леса, луга и рощи. Но особенно она любит зиму:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозной,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует срав­нения (“Как лань лесная боязлива”), эпитеты (“с ее холодною красою”, “розовых снегов”).

Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритма­ми. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафори­ческое сравнение. “Пора пришла, она влюбилась.

Так в зем­лю падшее зерно Весны огнем оживлено”. И общение героини с няней, вера “преданьям простонародной старины”, снам, гаданьям, приметам и суевериям – все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто ожи­вает память ее далеких предков, память рода. “Татьяна – вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадоч­ная, темная и глубокая, как русская сказка…

Душа ее проста, как душа русского народа. Татьяна из того сумеречного, древ­него мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба- Яга…”, – писал Д. Мережковский.

В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется “по-книжному”, она присваивает себе “чужой восторг, чужую грусть”. Однако постепенно она начи­нает открывать для себя внутренний мир Онегина.

И в фина­ле он уже не является для нее загадкой, “пародией”. И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священ­ны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу.

И это тоже чисто русская черта.

Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чув­ствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими ко­кетками, он неоднократно заступается за нее перед читате­лем. “Я так люблю Татьяну милую мою”, – замечает Пуш­кин. И прежде всего поэта привлекает именно “русская душа” Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.

Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин – герой “культуры”, западноевропейской цивили­зации. Татьяна – дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души.

Природа и культура в романе не совмес­тимы – они трагически разъединены.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Как раскрывается в романе Пушкина “Евгений Онегин” “русская душа” Татьяны?