“Татьяны милый идеал…” (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)

Две строфы второй главы романа А. С. Пушкина “Евгеций Онегин” посвящены невесте Ленского, Ольге. Портрет ее настолько ясен, что я не буду на нем останавливаться. В этой же главе автор знакомит нас с Татьяной, и с первых стихов, посвященных ей, мы чувствуем, что речь пойдет о персонаже замечательном, не менее важном, чем герой, именем которого назван роман:
Ее сестра звалась Татьяна…Впервые именем таким Страницы нежного романа Мы своевольно осветим.
Поэт размышляет о выборе имени героини: имя это звучит простонародно:
… с ним,

я знаю, неразлучно Воспоминанье старины Иль девичьей.
Когда Пушкин только говорит о героине, перед читателем возникает поэтический образ провинциальной девушки с весьма разнообразными чертами: “Дика, печальна, молчалива… Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой”. Она не играла с подругами сестры, “ей скучен был их звонкий смех И шум их ветреных утех”.
Татьяна выросла в той же среде, что и Ольга. Однако воздействие среды – явление сложное. Мы видим, что Онегин общается с лучшими людьми того времени (дружит с Кавериным, Чаадаевым, Пушкиным), а потом приходит и к отрицанию той “большой”
среды, в которой живет.

Так и Татьяна воспринимает семейное окружение и общество поместных дворян как нечто чуждое. Вспомним слова из ее письма к Онегину:
Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает…
На формирование ее характера и взглядов большое влияние оказали сказки няни, родная природа, интерес к книгам. Она зачитывается романами Ричардсона и Руссо, которые воспитывали в ней мечтательное воображение, чувствительность, но вместе с тем и высокие моральные принципы.
Рисуя образ Татьяны, Пушкин все больше и больше раскрывает национальное народное влияние на ее характер – это влияние природы, деревни (а не только усадьбы), русского фольклора. Онегин умен, интересен, не похож на других знакомых в скучном, бессодержательном кругу соседей. Татьяна наделена “воображением мятежным…

И сердцем пламенным и нежным”. Мечтательность, стремление к идеалу, созданному ею по образу благородных героев прочитанных романов, помогли вспыхнуть любви к новому знакомому.
Татьяна вновь обращается к книгам, ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить. В романах она ищет объяснения и совета, – и воображение ее создает свой образ Онегина…
За первой встречей следует письмо Татьяны. Этот эпизод принадлежит к самым блестящим страницам романа. Простой и поэтический пейзаж начинает сцену письма:
Настанет ночь; луна обходит Дозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит.
Письмо Татьяны проникнуто сильным и искренним чувством. Письмо просто и поэтично, в нем слышатся едва сдерживаемое волнение, трепет, оно полно веры в благородство Онегина. Герой предстает в ореоле, созданном воображением Татьяны. Сцена письма заканчивается, как и начинается, пейзажем:
Но вот уж лунного лучаСиянье гаснет. Там долина, Сквозь пар яснеет. Там потокЗасеребрился, там рожокПастуший будит селянинаВот утро…
Онегин же не чувствует себя способным ответить на любовь, так доверчиво ему открытую. В речи его есть грусть. Ему жаль Татьяну, но жаль и себя:
Мечтам и годам нет возврата, Не обновлю души моей…
Какая-то “преждевременная старость души” присуща этому еще молодому человеку. А Татьяна?
Что было следствием свиданья? Увы, нетрудно угадать! Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души…
Мне грустно и жаль Татьяну, потому что ее образ очень нравится мне. Татьяна продолжала в одиночестве томиться и тосковать, не переставая любить Онегина и думать о нем. Она отважилась даже на посещение усадьбы Онегина.

В его библиотеке перебирает она груду книг, находит на страницах пометки – следы внимательного чтения их Онегиным. Она погружается в чтение книг и задумывается о том, что же собой представляет Евгений. После долгих размышлений она пришла к мысли, что Онегин не тот, какого она создала в своем воображении.
Прошло три года. Татьяна вышла замуж и уехала в Петербург. Татьяна стала княгиней, но есть в ней черты, напоминающие о прежней Татьяне: “Все тихо, просто было в ней…” Да, перед нами прежняя Татьяна, но уже умудренная опытом жизни.
Татьяна на последнем свидании с Онегиным отвергает его не потому, что не любит, а потому, что она не может изменить самой себе, своим взглядам на жизнь, своим нравственным принципам:
Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить…
Трагедия Татьяны была в том, что ей встретился человек, который был эгоистом, хотя и “страдающим”, “печальным чудаком”, который не мог внести в ее жизнь того, о чем она мечтала.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Татьяны милый идеал…” (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)