Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова “Тупейный художник”

“Тупейный художник”, написанный Лесковым в 1883 году, относится к числу самых известных и значительных произведений писателя. Сюжет этого рассказа основан па предании о трагической любви крепостной актрисы графа Каменского и крепостного “тупейного художника” (парикмахера и гримировщика). В посвящении рассказа подчеркнута историческая дата отмены крепостного права: “Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.”.
Главные герои лесковского рассказа – Люба и Аркадий – олицетворяют лучшие черты национального

характера. Оба они красивы, благородны, способны к верной любви. Кроме того, каждый из героев художественно одарен.

По Лескову, художниками являются не только живописцы, скульпторы или писатели, но всякий человек, чувствующий красоту и стремящийся достичь в своем деле совершенства. Таков Аркадий, который не просто причесывал, по “рисовал” актрис, превращая дворовых девушек в героинь и даже богинь, а, кроме того, при необходимости “отрисовывал” в благородном виде и братьей Каменских. Его особый талант заключался в “идейности”, в способности придать лицу с помощью “рисовки” топкое, благородное

выражение.

Выполняя работу “тупейного художника”, герой переживает минуты творческих озарений, светлой радости.
Особым светом наполнено и чувство Аркадия к Любе. Подобно героям лирических народных песен, он любит се благоговейно, восторженно и учтиво, а впоследствии, узнав, что девушка не избежала позора и унижения, сострадает своей возлюбленной и ни в чем ее не винит.
Трогательную любовь молодых “рабов” графа Каменского ждут тяжелые испытания. Люба должна пополнить число наложниц развратного барина, и тогда Аркадии решается на ОТЧАЯННЫЙ поступок – совершает тяжкое с точки зрения юридических норм той эпохи преступление. Он увозит свою возлюбленную, – Не страшась возможных последствий побега, и в то же время – вполне по-русски – не продумав его как следует.

Перенеся пытки в графских подвалах и отвоевав для себя па полях сражений свободу, офицерский чин и деньги, Аркадий возвращается к любимой, с тем, чтобы выкупить ее у барина. Казалось бы, героям почти удалось вырваться из рабства, отстоять свое право на счастье в противостоянии с “барством диким”, с жестокостью мира. Но накануне освобождения Любы Аркадия убивает простой русский мужик – дворник, не устоявший перед соблазном быстрого обогащения.
Такая судьба (речь идет об Аркадии) в определенной степени тоже характерна для русской жизни – вспомним Гоголя, заметившего в “Мертвых душах”, что русский человек “не любит” умирать своей смертью.
Если в Аркадии подчеркиваются такие черты русского человека, как бесстрашие, душевное благородство и способность к самопожертвованию, то в образе Любови Онисимовны представлен другой тип национального характера. Люба напоминает “идеальную* фольклорную героиню или “тихих” и кротких ангелов русских икон. Однако в этом характере отражены и негативные психологические последствия многовекового рабства – прежде всего, неспособность и неумение сопротивляться обстоятельствам. Разлученная с любимым, оскорбленная барином и униженная до положения скотницы.

Люба не протестует, не помышляет о свободе, с покорностью и смирением воспринимая свою новую “роль” в мире.
Драма отношений крепостников с бесправными “рабами” осложнена у Лескова драмой отношений простых русских людей друг с другом. В конечном счете, героев губят не “хозяева жизни” – Каменские, а “свои”. Вначале Аркашу и Любу предает священник, которому они доверились, а впоследствии Аркадий становится жертвой постоялого дворника.

Зло отнюдь не является исключительной принадлежностью мира крепостников, показывает автор. Темные начала жизни присутствуют как в дворянской, так и в народной среде.
В русском человеке соединены жестокость и способность к МИЛОСТИ (граф и его отношение к Аркадию), творческий порыв и преступление (дворник, убивший Аркадия, действует словно но какому-то наитию). Источник единства – русское сознание, складывавшийся веками тип поведения русского человека.
“Тупейный художник” – это психологически достоверное исследование национального характера, соотнесенное с современным состоянием русской жизни. У Лескова не случайно рассказ Любови Онисимовны обращен к ребенку. Цель автора – освободить будущие поколения русских людей от нравственного наследства крепостничества, изжить темные начала в русской душе, а с другой стороны – воспеть в лице “тупейного художника” и его возлюбленной лучшие черты русского народа – талантливость, силу духа, верность, способность к жертвенной любви.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение русского национального характера в рассказе Н. С. Лескова “Тупейный художник”