Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова

1. Н. С. Лесков – непризнанный гений своего времени.
2. Раскрытие национального характера в русской литературе.
3. “Леди Макбет Мценского уезда” Лескова и “Гроза” Островского.
4. Значение образа Катерины Измайловой для понимания национального характера.
О мягкосердечная Русь! Как ты прекрасна!
Н. С. Лесков
Практически все русские писатели позапрошлого, XIX века стали признанными классиками либо при жизни, либо через некоторое время после смерти. Осознание литературно-общественной мысли наступало для них в современной

им эпохе. Однако практически из всех правил есть исключения, одно из которых – творчество Н. С. Лескова.

К классикам отечественной прозы этот писатель был причислен лишь в конце XX столетия, когда языковые особенности и оригинальная стилистика текста стали неоспоримыми для большинства исследователей и критиков.
До этого времени Лесков был “не у дел”: адекватному восприятию его произведений как читателем, так и критиком мешала обособленная, зачастую излишне резкая авторская позиция. Его современников – Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Достоевского – волновала в первую очередь

психологическая и идейная сторона его произведений, когда как Лесков не искал ответов на основополагающие вопросы во внешнем мире, а давал лаконичные ответы на них, исходя из собственного опыта и индивидуального понимания проблем. Многие его мысли, слишком смелые для его времени, обижали читателей и критиков, вызывая на писателя “громы и молнии” и повергая в длительную опалу.
Для литературы 60-80-х годов XIX века характерна направленность на раскрытие национального характера. Проблема особенностей мировоззрения и мировосприятия русского человека заинтересовала практически всех писателей этой эпохи, тем более что в подобных произведениях остро вставали вопросы, связанные с деятельностью разночинцев, а затем и последователей народнического движения.
Подобные вопросы поднимались и в творчестве Лескова. Но в его произведениях основной темой является именно раскрытие сущности характера русского человека. Этот образ – образ настоящего россиянина, близкого к народу, но выделяющегося из него красной линией проходит через многие его произведения.

Повесть “Очарованный странник” и роман “Соборяне”, рассказы “Левша”, “Железная воля”, “Запечатленный ангел”, “Несмертельный Голован”, “Грабеж”, “Воительница” постепенно раскрывают нам авторский замысел, добавляя какие-то незначительные на первый взгляд, но значимые черты к образу русского человека. Часто в решение поставленной перед ним проблемы автор вносил оригинальные, но нежелательные как для читателей, так и для критиков акценты. Примером может являться рассказ “Леди Макбет Мценского уезда”, который является действительным доказательством того, что мнение Лескова не зависит от мнений или ожиданий читателя и что он может оставаться творчески раскрепощенным.
Рассказ этот был написан еще в 1864 году и имел подзаголовок “очерк”. Однако автор сознательно использует двусмысленный термин: рассказ Лескова имеет жизненную основу, однако не является биографичным или документальным. Тут сказались представления писателя об истинности и вымысле в произведении. С одной стороны, ему претила позиция современных писателей о том, что главное в тексте – выражение идеи, а не жизненность.

В этом ключе Лескова привлекал жанр очерка, принадлежащий достоверному и правдивому публицизму. Но при этом естественно, что часть фактов рассказа была добавлена самим художником.
Стоит заметить, что название произведения стало во многом нарицательным благодаря своей символичности и глубине. Действительно, главной проблемой произведения становится проблема национального характера: купчиха Мценского уезда Катерина Измайлова – один из ярчайших типов мировой литературы, воплотивший в себя честолюбие и властолюбие, сначала развенчанное, а затем ввергнутое в пучину безумия. Однако имя главной героини не случайно: образ, созданный Лесковым, спорит с образом, созданным Островским.

Но, если Катерина Кабанова до свадьбы была из хорошей обеспеченной семьи, то Катерина Измайлова была взята “из милости” из среды крестьянского сословия, а потому является большей простолюдинкой, нежели героиня Островского. В любовном аспекте жизни Измайловой везет еще меньше: приказчик мужа Сергей – человек корыстный и пошлый. Но любовь часто слепа – из-за нее разворачивается подробно описанное кровавое действо – убийства свекра, мужа, малолетнего племянника, суд, путешествие по этапу в Сибирь, измена Сергея, убийство соперницы и самоубийство в волжских волнах.
Такой разительный разрыв между героинями объясняется просто: Катерина Лескова лишена того поэтизма и внутреннего света, которые выделяют Катерину Островского.
Не верит Измайлова и в Бога: перед самоубийством “хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут пошлую и страшную песню”. Религиозность и чистота Катерины Кабановой сделали ее трагедию всенародной, национальной, потому ей прощается необразованность и даже некоторая житейская “темнота”. В своей же героине Лесков подчеркивает богооставленность, присущую, по его мнению, и всему современному миру: “Прокляни день своего рождения и умри”. После строк этих звучит страшный диагноз русскому человеку: “Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном положении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным.

Это прекрасно понимает простой человек: он спускает иногда на волю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо”. Эти слова – единственный случай вмешательства автора в ткань произведения.
У А. С. Пушкина есть такие строки:
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Так и две Катерины – первая, более выдуманная, чем вторая, дороже, ближе и светлее героини Лескова. Лесков же возвеличивает “низкую истину” о тьме простолюдинской, но русской души. Несмотря на то что в обоих случаях побуждением к определенным действиям являлась любовь, разница в последствиях ее огромна.
Однако “Леди Макбет Мценского уезда” настолько же важна для понимания души русского человека. Это произведение заставляет задуматься над рядом важных вопросов: кто же мы такие – русские, какие мы и почему такие.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова