Изображение коллектива больницы в драме “Платон Кречет”

В психологической драме “Платон Кречет” (1934) Александра Корнейчука на первом плане новый чело­век, интеллигент “в первом поколении”, мироощущение, весь строй мыслей и чувств которого сложились под влиянием коренным образом изменившихся соци­альных условий.

В пьесе показана работа коллектива больницы в од­ном из небольших городов страны. Но больница не просто фон для развития сюжета – именно здесь, через взрыв страстей, переживаний определяется то главное, в чем видят смысл своей жизни хирург Кречет, терапевт Бублик, окулист Степа; здесь возникают принципиаль­ные разногласия между героями. Сложившаяся в пьесе ситуация в известной мере напоминает сходное сюжет­ное решение пьесы Афиногенова “Чудак”: два интелли­гента, сформировавшиеся, казалось бы, в аналогичных условиях, руководствуются в жизни противоположны­ми нравственными принципами, разными нормами мо­рали

Платон Кречет – талантливый молодой хирург, че­ловек, живущий с огромной мечтой: победить преждев­ременную смерть. Он независим в суждениях, отстаива­ет свои принципы страстно и бескомпромиссно. Никто не может заставить его изменить самому себе, отка­заться даже в самых рискованных обстоятельствах от долга врача.

В финале Кречет одерживает победу. В этом ему помогает председатель исполкома Берест, умный, проницательный руководитель. Этот душевно щедрый человек смело поддерживает новое, лучшее, что есть в нашей жизни.

Аркадия Павловича, заведующего больницей, волнует прежде всего собственная карьера; он стремится выглядеть человеком деловым, предприимчивым, более того – новатором.

Конфликт возникает в самом начале пьесы. Уже первые нелестные реплики заведующего больницей в адрес всего коллектива настораживают зрителя. Ар­кадий Павлович критикует работу Кречета, даже не зная точно, чем занимается ведущий хирург (“они, как алхимики, стремятся преодолеть смерть, витают в эмпи­реях”).

Поступки Аркадия Павловича движимы нехит­рой целью доказать, что все успехи и победы больницы – заслуга его, заведующего, все неудачи и пораже­ния – вина Кречета.

Драматург не затушевывает истинных мотивов по­ведения Аркадия Павловича. Его речи и действия гово­рят сами за себя. Именно Аркадию Павловичу принад­лежит “блестящая” идея переименовать больницу в “фабрику здоровья”, за что его взахлеб превозносит заведующая горздравотделом Бочкарева. А. Корней­чук показывает, как планы карьериста, индивидуали­ста, несмотря на благословение невежественной, но весьма энергичной Бочкаревой, терпят крах.

К сожале­нию, финал пьесы выглядит немотивированно: “пере­воспитание” Аркадия Павловича совершается слишком стремительно, зрителя не убеждает скороспелая пере­ковка карьериста, который будто бы все понял и начи­нает “жить сначала”.



Изображение коллектива больницы в драме “Платон Кречет”