Источники нравственности: умение координировать усилия семьи и школы



Умение координировать усилия семьи и школы

Как наилучшим образом приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей?

Начинается эта работа для учителя начальных классов с работы с родителями будущих первоклассников. На Первое место работы педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития.

Для обеспечения нормального физического

здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:

Просвещение детей по программе ” Здоровье” Привлечение преподавателя физкультуры, родителей Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самоценности здоровья. Информация для родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов физического здоровья на родительские собрания, привлечение специалистов – медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учащимися.

Второе Направление деятельности классного руководителя –

общение.

Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей:

– Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее.

– Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями

( семья, близкие люди, увлечения).

Классный руководитель должен воспринимать детей как носителей автономного индивидуального внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и несуетливым в организации дела, т. е. профессионально компетентным.

– Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни.

Культура как и вся жизнь, постоянно изменяется. Задача педагога – помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.

Третье Направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера жизни ребенка.

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

Выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения. Осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление. Проведение психолого – педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса.

Организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Четвертое Направление – это семья, в которой формируется ребенок.

Классный руководитель должен помнить, что воспитывая ученика, он влияет в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. Психолого – педагогическое просвещение семьи через систему родительских собраний, консультаций, бесед. Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей.

Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом классным руководителем реализуется функция родительского просвещения ( сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т. д. и корректировка семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку ( искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающее и коррекцию личности родителей.

Хочется посоветовать классным руководителям, использовать в своей работе нетрадиционные формы работы с родителями: Тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, родительские ринги.

Примерная тематика консультаций для родителей

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка.

Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказание детей.

Каким ему быть? Тревожность детей. К чему она может привести? Застенчивый ребенок.

Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. Грубость и непонимание в семье. Талантливый ребенок в семье.

Друзья детей – друзья дома или враги? Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Для того, чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. В ходе консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения можно организовать следующим образом:

На первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос.

Родители читают книги, а затем участвуют в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после чтения книги.

Родительские вечера – Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они проводятся 2-3 раза в год без присутствия детей.

Примерные темы родительских вечеров:

Год рождения ребенка – каким он был, этот первый год? Первые книжки ребенка. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. ” Можно” и ” Нельзя” в нашей семье. День рождения нашей семьи.

Как мы его празднуем? Песни, которые пели мы и поют наши Дети.

Родительские тренинги – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. Тренинг проводится с группой из 12-15 человек.

Родительский тренинг проводится психологом школы.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают 2 семьи.

У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

И традиционные и нетрадиционные методы и формы работы ставят одну общую цель – счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь. Советую обратиться к автору Дереклеевой, которая очень интересно и полезно освещает вопросы классного руководства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Источники нравственности: умение координировать усилия семьи и школы