Урок. Праздники моей семьи. Досуг семьи
Цель: ознакомить учеников с названиями праздников: Днем Святого Николая, Нового года, Рождества Христова, Масленицы; обсудить с учениками, чем можно заниматься в свободное время, как провести выходные; объяснить детям, что человек отдыхает только тогда, когда занимается любимым делом; оказывать содействие развитию наблюдательности, мышлению ребенка, воображения, самостоятельности, активности; воспитывать гуманную, творческую, социально активную личность. На уроке можно использовать наглядные пособия и демонстрационные материалы издательства
Упражнение “Погода”. – Какой сегодня день: ясный, облачный, пасмурный? – Какое небо? – Какие осадки? – Какой ветер?
-Какая температура воздуха? – Что изменилось по сравнению с прошлой неделей? 2. Работа с учебником (С. 28).
Ученики рассматривают рисунки и называют, какие праздники на них изображены. – На какой праздник пекут торт и зажигают свечки на нем?
-Сколько лет имениннику? – Есть ли такая традиция в вашей семье? – На какой праздник ваш сапожок может стать волшебным и в нем появятся
-Какие подарки приносил Святой Николай вам? – Как вы по обыкновению готовитесь ко Дню Святого Николая?
3. Работа с загадками.
– В праздничном зале стоит, как картинка. Веселая, зеленая Красавица… (елка).
– Лишь раз в год она приходит В гости из леса и для нас Одежду цветистую одевает, Много игрушек, украшений. Вся искрится и сияет, такая высокая и стройная… а кто из вас отгадает эта принцесса, кто такая? (Елка). – На какой праздник дети приглашают елку? – Когда встречаем Новый год?
4. Работа в группах. Составьте новогоднее приветствие. У ч и т е л ь.
7 января мы празднуем рождество Христово. Это день, когда родился Иисус Христос. Как празднуют рождественские праздники в вашей семье? – Какие действа происходят во время Рождественских праздников? (Молодежь ходит с вертепом, в масках.) – Какие песни поют в эти дни?
Целесообразно выучить с детьми щедровку или колядку.
Щедровка Щедрый вечер, а я иду, Сидит зайчик на льду. А я его стал спрашивать, Куда идти щедровать. А он мне показал, Еще и ушками помахал: “Иди, иди туда, где добрые люди, где хорошая хозяйка, где хороший хозяин Дают детям щедрый дар”.
Добрый вечер! Колядка Бежала мышка по льду, Потеряла коляду. А ты беги, позабирай, Будет шишка и каравай.
Физкультминутка (говориать стих “Поможем маме” с имитацией движений) Дружно ловкими руками Поможем мы маме. Посуду хорошо перемоем, вытрем насухо, сложим и при этом не побьем. Пыль сотрем и подметем – Везде порядок наведем.
Учитель.
На какие праздники красят яйца? – А жарят блины и сжигают чучело? – Когда мы празднуем Масленицу? – Масленица – это последняя неделя перед Великим постом. Это время развлечений и забав.
По селам носили соломенное чучело, в которое дети бросали снежки. Потом его сжигали или топили в реке. На Масленицу пекли блины, оладушки, а главной пищей были вареники с сыром. (Целесообразно использовать карточки “Народные праздники. Поры года” издательства “Утро”.) 5.
Упражнение “Микрофон”. – Какие праздники отмечают в вашей семье? расскажите об одном из них.
6. Работа с учебником (С. 29). Ученики рассматривают рисунки. По рисункам рассказывают, как проводят выходные дни семьи. – Где находится семья в свой выходный день на первом рисунке? – Что делает отец? – Что делает мама? – Что делают дети? – Почему отдых на природе – один из наилучших? – Где проводит свой выходной семья на втором рисунке? – Что делают отец и дедушка? – Что делает мальчик? – Что делает мама? – Что делает бабушка? – Что делает девочка? – Как еще можно провести выходные, каникулы? – Как отдыхает ваша семья?
Следующая серия рисунков рассказывает о том, чем можно заниматься в свободное время. Дети составляют предложение по рисункам. – Мышка любит ходить в поход. – Дима и Сергей любят собирать грибы. – Николай и Максим любят смотреть телепередачи. – Денис и Саша любят мастерить. – Каким из этих видов отдыха не стоит восхищаться? (Просмотром телепередач). – Назовите свое любимое занятие. Вывод.
Человек отдыхает только тогда, когда занимается любимым делом. 7. Итог урока. – О каких праздниках вы узнали на уроке? – Какие праздники любят в вашей семье? – Какой праздник вы больше всего ждете? – Какие праздники всегда отмечают в ваших семьях? – К какому празднику вы сейчас готовитесь? – Когда празднуют Рождество? – Какие щедровки, колядки, загадки вы запомнили? – Как ваша семья проводит выходные летом? Зимой? Осенью?
Весной? – Какой отдых является наилучшим? На уроке можно также использовать тест “Какой отдых лучший Для вас”. – Лежать на диване, смотреть в потолок и ничего не делать. – Читать интересную книжку. – Заниматься спортом. – Петь и танцевать. Учитель.
Наилучший отдых – это изменение деятельности. т. е., если вы сидели и читали, то после этого необходимо поиграть в футбол или потанцевать, и наоборот.