И. А. Бродский в воспоминаниях современников
В. И. Уфлянд: «Если бы я рисовал герб русской словесности, обязательно бы в верхней половине щита поместил изображение ястреба. Подразумевая Иосифа Бродского. Вещий Боян оборачивался сизым орлом, лебедем и, кажется, еще белкой. Любимой птичьей ипостасью Иосифа был ястреб.
В «осеннем крике ястреба» Иосиф воспел вознесение на небо. Сейчас душа Иосифа тоже возносится к Богу. Однако крик — это не в характере Иосифа.
Его характеру и его манере речи соответствует клекот.
Он был как ястреб. Со всеми неподражаемыми достоинствами
В отличие от ястреба, однако, Иосиф до смерти терзал только себя. Я считаю его самым ироничным поэтом всех времен и народов. Потому что он был самым самоироничным.
Никто не смог сказать, например, про себя самого, что у него во рту развалины почище Парфенона. Ося превзошел всех иронистов.
Терзать себя Иосиф умел сверхмастерски. Поэтому он избрал трагический метод познания и описания жизни. К мелодраме и комедии он обращался с удовольствием, но довольно редко.
Хотя и в этих жанрах был грандиозным мастером.
Мало того что Мастером. Он был Великим
До сих пор в России Великие Работяги словесности в глазах люмпенов толпы и люмпенов верхушки выглядят тунеядцами.
И все же русский народ создал русский язык. Единственное, чего не боятся соседи русских на Западе и на Востоке. Единственное, что признают уникальным все державы и страны мира, — это русская словесность, русская литература. За державу, которая создала русскую поэзию и прозу, не может быть обидно.
Даже если она уже не сверхдержава. Даже если она нищая.
Но и сейчас она достойна любви потому хотя бы, что в ней родились Пастернак, Солженицын, Бродский. Великий Конский Глаз, Великий Теленок, Великий Ястреб. И еще Бунин, Толстой, Достоевский, Пушкин, Гоголь и тысячи других Великих Работяг и Мастеров словесности.
И великих мастеров кисти, музыки, ума и доброты.
Вообще, Россия была бы страной сплошных мастеров. Если бы мастеров не убивали, не выживали и не изгоняли на протяжении всей русской истории.
Но даже если бы Ося умер в 155, я все равно бы сказал: преждевременно. Правда, ястребы долго не живут. Ястреб это не ворон. Ося прожил век ястреба.
Истерзав на стихи и прозу самого себя. Ястреба среди нас уже нет. Он поднялся выше жизненного слоя воздуха.
Ястреб остался навек только в гербе великой русской словесности».
- И. А. Бунин в воспоминаниях современников В. П. Катаев: «Я часто наводил разговор на «Господина из Сан-Франциско», желая как можно больше услышать от Бунина о том, как и почему написан им этот необыкновенный рассказ, открывший — по моему мнению — совершенно новую страницу в истории русской литературы, которая до сих пор, за самыми незначительными исключениями, славилась изображением только русской жизни: национальных […]...
- Е. И. Замятин в воспоминаниях современников Ю. П. Анненков: «С Евгением Замятиным, самым большим моим другом, я впервые встретился в Петербурге, в 1917 году. Для меня же Замятин — это прежде всего замятинская улыбка, постоянная, нестираемая. Он улыбался даже в самые тяжелые моменты своей жизни. Приветливость его была неизменной. Счастливый месяц летнего отдыха я провел с ним в 1921 году, в […]...
- А. Н. Толстой в воспоминаниях современников К. И. Чуковский: «Еще в Петербурге он | А. Толстой ] под влиянием Алексея Михайловича Ремизова стал изучать по книжным материалам русские народные сказки и песни, на основе которых и создал целый цикл стихов, стилизованных под русский фольклор. Эти стихи Толстого оказались опять-таки ниже его дарования, но работа над ними пошла ему впрок. Старинная народная […]...
- С. А. Есенин в воспоминаниях современников Ю. П. Анненков: «Моя первая встреча с Есениным, Сергеем Есениным, Сережей, Серегой, Сергуней восходит к тому году и даже к тем дням, когда он впервые появился в Петербурге. Было это, кажется, в 14-м или 15-м году, точную дату я запамятовал. Состоялась эта встреча у Ильи Репина, в его имении Пенаты, в Куоккале, в одну из […]...
- В. В. Маяковский в воспоминаниях современников Б. Л. Пастернак: «Итак, летом 1914 года в кофейне на Арбате должна была произойти сшибка двух литературных групп. С нашей стороны были я и Бобров. С их стороны предполагались Третьяков и Шершеневич. Но они привели с собой Маяковского. Несколько раньше один будущий слепой его приверженец показал мне какую-то из первинок Маяковского в печати. Тогда этот […]...
- М. Ю. Горький в воспоминаниях современников Е. И. Замятин: «…вопрос о моем рассказе — это уже дело решенное, Горькому он понравился и уже сдан в набор. Но вот построенные мною ледоколы, и техника, и мои лекции по корабельной архитектуре… «Черт возьми! Ей-богу, завидую вам. А я так и помру — по математике неграмотным. Обидно, очень обидно». Самоучка, за всю свою жизнь […]...
- М. А. Шолохов в воспоминаниях современников М. М. Шолохов: «Зная большое количество стихов самых разных поэтов и будучи способным приводить по памяти огромные отрывки из прозы, отец часто и очень умело использовал их в разговорах. При этом он любил… неожиданно задавать нам, детям… вопросы, как бы проверяя нашу «грамотность». Он никогда не дожидался ответа, мог тут же сам назвать процитированного им […]...
- Н. А. Заболоцкий в воспоминаниях современников Н. Н. Заболоцкий: «В последующие годы Заболоцкий во многом отошел от манеры «Столбцов», но никогда не изменял им в основном — в стремлении выбрать такую точку зрения на мир, чтобы он раскрылся с новой, часто неожиданной стороны, в энергичном построении стиха, где элементы иронии прочно слиты с научной точностью изображения деталей, в смелости метафор и […]...
- А. П, Платонов в воспоминаниях современников Э. Л. Миндлин: «…Платонов был молчаливее всех. Я помню, как он смеялся рассказам Буданцева и Большакова, но не помню, чтобы за весь вечер сам хоть что-нибудь рассказал. А смеялся он как-то легко, с удовольствием. Глаза его оставались печальны — они у него всегда были добрыми и печальными, — но было похоже — он от души […]...
- А. А. Ахматова в воспоминаниях современников А. Г. Найман: «Бездомность, неустроенность, скитальчество. Готовность к утратам, пренебрежение к утратам, память о них. Неблагополучие, как бы само собой разумеющееся, не напоказ, но бьющее в глаза. Некультивируемое, неспутанные волосы, ненамеренное занашивание платья до дыр. Неподдельное — «три месяца уже не дают визу в Париж». Неблагополучие как норма жизни. И сиюминутный счастливый поворот какого-то дела, […]...
- А. А. Блок в воспоминаниях современников АЛ. Ахматова: «И снова я уже после Революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: «Здесь все встречаются, как на том свете». А вот мы втроем (Блок, Гумилев и я) обедаем (5 августа 1914 г.) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилев уже в […]...
- М. А Булгаков в воспоминаниях современников Н. П. Ракицкий: «Как-то был у нас вечером В. В. Вересаев, вспоминал о первой встрече с Булгаковым: «Пришел молодой человек, представился как литератор и просил прочитать его «Записки врача». Меня это несколько удивило и заинтересовало. Я ему сказал — чтобы писать записки врача, надо быть врачом. «Я врач со стажем», — ответил он мне довольно […]...
- Н. М. Рубцов в воспоминаниях современников А. Н. Жуков: «Однажды зашел в комнату радостный, улыбающийся и сообщил как о большой победе: — Знаешь, меня редакционная машинистка похвалила. Я пожал плечами: — Тебя вроде не первый раз хвалят. И на семинарах, и так, в застольях. Наши ребята, кажется, не чета какой-то машинистке. — Не понимаешь, — огорчился он. — Машинистка старая, лет […]...
- А. Т. Твардовский в воспоминаниях современников М. В. Исаковский: «Несомненно, глубокое знание истории возникновения многих колхозов Смоленщины, знание жизни колхозников и натолкнуло Твардовского на мысль взяться за поэму «Страна Муравия». Писать это произведение он начал в тридцать четвертом году, когда ему было двадцать четыре года. И уже с первых глав «Страны Муравии» стало очевидным, с каким талантливым, я бы даже сказал […]...
- М. И. Цветаева в воспоминаниях современников П. Г. Антокольский: «Мне выпало счастье встретить и узнать Марину Цветаеву и подружиться с нею на самой заре юности, в 1918 году. Ей было тогда двадцать шесть — двадцать семь лет, мне двадцать два — двадцать три года: юношеская пора совпала с ранней зарей нашего общества и нашей поэзии… Марина Цветаева — статная, широкоплечая женщина […]...
- А. И. Солженицын в воспоминаниях современников Е. Ц. Чуковская: «В те годы Александра Исаевича окружало множество людей разных поколений из разных пластов его жизни — от друзей студенческих лет до учеников из рязанской школы, в которой он преподавал в начале 1960-х годов. Был еще большой круг его ровесников, тоже прошедших войну и лагеря. Приходили писатели и читатели. Солженицын получал сотни писем. […]...
- А. В. Вампилов в воспоминаниях современников Д. М. Шварц: «Вампилов знал себе цену как писателю-драматургу, но никогда не важничал, избегал разговоров о собственной персоне. Я помню лишь один случай, когда мы заговорили на эту щепетильную для него тему. «Да, меня не ставят, но это пока, — сказал он и, помолчав, добавил, иронично улыбаясь: — Будут ставить, куда они денутся. Замыслов у […]...
- Л. Н. Андреев в воспоминаниях современников М. Горький: «Он был удивительно интересный собеседник, неистощимый, остроумный. Хотя его мысль и обнаруживала всегда упрямое стремление заглядывать в наиболее темные углы души, но — легкая, капризно своеобычная, она свободно отливалась в формы юмора и гротеска. В товарищеской беседе он умел пользоваться юмором гибко и красиво, но в рассказах терял, к сожалению, эту способность, редкую […]...
- В. М. Шукшин в воспоминаниях современников В. А. Гинзбург: «Однажды в свободный от съемок день мы с Василием Макаровичем гуляли по Владимиру и зашли в магазин грампластинок. Продавался большой комплект с записями Шаляпина. Шукшин тут же его купил. В гостинице мы раздобыли проигрыватель, и Шукшин, забрав его, ушел к себе в номер. Вскоре у меня раздался телефонный звонок, Василий Макарович очень […]...
- Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции. Иосиф Бродский 1. Краткая хронология событий, предшествующих отъезду Бродского из СССР. 2. Масштаб творческого наследия Иосифа Бродского, стилистика и принципиальная особенность его произведений. 3. Личные переживания и превратности судьбы: внутренний диалог поэта с окружающей действительностью. Запрягай коня да вези меня, Там не терем стоит, а сосновый скит, И цветет вокруг монастырский луг: Ни амбаров, ни губ, ни […]...
- Иосиф Бродский — творец поэзии «Серебряного века» «Ни один уголовный кодекс не предусматривает наказаний за преступления против литературы. И среди них наиболее тяжелыми являются не преследования авторов, не цензурные ограничения, не сожжения запрещенных книг. Вместе с тем существует пренебрежение к книгам — их не чтения. За такое преступление человек расплачивается всей своей жизнью: если же на него идет нация — она платит […]...
- Анализ стихотворения Бродского «Осенний крик ястреба» «Осенний крик ястреба» — стихотворение, написанное в 1975 году и считающееся одним из наиболее известных и загадочных произведений Бродского. Его важнейшая особенность — четкий сюжет. В лирике Иосифа Александровича он встречается довольно редко (например, в «Новом Жюль Верне», «Посвящается Ялте», «Post аеtatem nostram»). Описать происходящие события можно посредством пары-тройки предложений. Ястреб парит в небе над […]...
- Бродский — поэт-педагог На Западе… те, кто пишет стихи, обычно еще и где-то работают, иногда в области, далекой от литературы. Известные примеры — два классика американского модернизма. Уильям Карлос Уильяме и Уоллес Стивене. Первый всю жизнь был врачом-педиатром, а второй служил в страховом бизнесе. Поэтов могут поддерживать время от времени стипендии и субсидии от различных фондов, но чаще […]...
- Анализ стихотворения «Почти элегия» Бродский «Почти элегия». Бродский — виртуозный мастер реминисценций. В данном стихотворении реминисценции переплетаются, рождая разветвляющийся образ: …Куда-то навсегда ушло все это. Спряталось. Однако смотрю в окно и, написав «куда», не ставлю вопросительного знака. Теперь сентябрь. Передо мною — сад. Далекий гром закладывает уши. В густой листве налившиеся груши, Как мужеские признаки, висят. И только ливень в […]...
- И. А. Бродский И. А. Бродский Иосиф Александрович Бродский (1940-1996) — всемирно известный русский поэт, лауреат Нобелевской и других престижных премий — прошел непростой и нелегкий жизненный и творческий путь. Для лирики Бродского начала 60-х годов, широко включающей описательные и изобразительные элементы, характерно небольшое стихотворение «Я обнял эти плечи и взглянул…» (1962), отмеченное глубиной переживания — мысли и […]...
- Тема России в поэзии русской эмиграции (И. Бродский) (рецензия) Как хорошо, на родину спеша, поймать себя в словах неоткровенных и вдруг понять, как медленно душа заботится о новых переменах. И. Бродский Поэт Иосиф Бродский, как мне известно, начинал свой творческий путь в ленинградских литературных салонах в шестидесятых годах. К «хрущевской оттепели» он подошел уже зрелым поэтом. Уже тогда предчувствовал свою нелегкую, но удивительную и […]...
- Иосиф Александрович Бродский. Биография поэта Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде за год до начала Великой Отечественной войны, в семье фотографа и домохозяйки. Во время войны отец был военным фотокорреспондентом, а маленький Иосиф вместе с мамой провели военное время в эвакуации. После войны все вновь вернулись в Ленинград в свои «полторы комнаты» — так назвал их коммунальную квартиру в своей […]...
- Бродский Иосиф Александрович Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996, Нью-Йорк) — выдающийся русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США 1991-1992 гг. Детство и юность Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде, в клинике профессора Тура на Выборгской стороне. Отец, Александр Иванович Бродский […]...
- И. А. Бродский — Я работал. Я писал стихи Иосиф Александрович Бродский — выдающийся русский поэт, лауреат Нобелевской и других престижных премий — прошел нелегкий жизненный и творческий путь. Детские года будущего поэта прошли в городе на Неве. Отец Александр Иванович был журналистом и фотокорреспондентом, и морским офицером. Мать Мария Моисеевна работала бухгалтером. В 15 лет Бродский оставил школу, и устроился фрезеровщиком на завод, […]...
- И. Бродский < p>Идея Рая есть логический конец человеческой мысли в том отношении, что дальше она, мысль, не идет; ибо за Раем больше ничего нет, ничего не происходит. И поэтому можно сказать, что Рай — тупик; это последнее видение пространства, конец вещи, вершина горы, пик, с которого шагнуть некуда, только в Хронос — в связи с чем […]...
- Лирика И. Бродского Бродский И. А Лирика И. Бродского Когда Ахматова узнала о суде над Бродским, об оскорбительном обвинении в тунеядстве и о приговоре — 5 лет тюрьмы, она воскликнула: «Какую биографию делают юноше!» В искаженном мире советского Зазеркалья благополучие вызывало подозрение у несведущих, презрение у знающих. Уйдя в 15 лет из школы, Бродский пришел на завод, был фрезеровщиком. К заводу […]...
- Посвящается Ялте — Иосиф Бродский Несколько человек, подозреваемых в убийстве, дают показания следователю, которые приводятся в том порядке, в котором они снимались. Вопросов следователя мы не слышим, но реконструируем их по содержанию ответов допрашиваемых. Человек, привлеченный в качестве свидетеля или подозреваемого к расследованию дела об убийстве, отвечает на вопросы следователя. Из его ответов следует, что субботним вечером его знакомый должен […]...
- Бродский «Письма римскому другу» (Из Марциала) Нынче ветрено и волны с перехлестом. Скоро осень, все изменится в округе. Смена красок этих трогательней, Постум, Чем наряда перемены у подруги. Дева тешит до известного предела — Дальше локтя не пойдешь или колена. Сколь же радостней прекрасное вне тела: Ни объятье невозможно, ни измена! Посылаю тебе, Постум, эти книги Что в столице? Мягко стелют? […]...
- Анализ стихотворения «Конец прекрасной эпохи» Бродский «Конец прекрасной эпохи». Стихотворение написано еще в России и вошло в первую книгу, которая вышла после эмиграции «Конец прекрасной эпохи». Следовательно, в названии зафиксирована не трагедия эмиграции, а трагизм бытия как такового, которое было особенно контрастным по сравнению с юношеским романтическим восприятием мира. Поэт создает в этом стихотворении образ той реальности, которой противостоит искусство, дает […]...
- Иосиф Бродский. Нобелевская лекция (фрагменты) …Если искусство чему-то и учит (и художника — в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней — и наиболее буквальной — формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности, превращая его из общественного животного в личность. Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную, но […]...
- Так кто же такие «мудрецы» в понимании современников Островского? В эпоху безвременья, реакции, невольной паузы в истории в особенно бедственном и угнетенном положении находится мысль. И если внимательно прочесть комедию Островского, становится вдруг ясно, что именно ненавистью к глупости, безмыслию и сочувствием к угнетенному состоянию всякой сознательной мысли одушевлено сатирическое перо драматурга. «На всякого мудреца довольно простоты» — это «Горе от ума» 60-х годов. […]...
- Биография Бродский Иосиф Александрович (1940 — 1996) Поэт, переводчик, критик, эссеист, драматург Первые поэтические опыты И. Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов начинает работать как поэт-переводчик. К этому же времени относится знакомство с А. А. Ахматовой, высоко оценившей его талант. Стихи появились в самиздатовском журнале «Синтаксис» (1959-1960 гг.). 12 февраля 1964 г. арестован и осужден Дзержинским […]...
- Детство или, почему люди в своих воспоминаниях возвращаются к детству? Как-то пришлось мне прочитать романтическую сагу о том, что в жизни каждого человека есть два берега — тот, от которого человек отплывает, и тот, к которому должны непременно пристать. Причем второй, думаю, — это необязательно смерть, это, прежде всего, берег надежды, берег любви. Но первый — это, конечно ж, берег детства. Берег детства — это […]...
- Анализ стихотворения «Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам»; Бродский «Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам»;. Стихотворение является ярким примером, демонстрирующим своеобразную поэтику Бродского: много внимания уделяется звуковой стороне стиха (обилие ассонансов, аллитераций), нагромождение друг на друга речевых конструкций, использование реминисценций: Кто там скачет, кто мчится под хладною мглой, говорю, одиноким лицом обернувшись к лесному царю, — обращаюсь к природе от лица треугольных […]...
- УЗНАЕМ ЛИ МЫ ГЕРОЕВ Н. В. ГОГОЛЯ СРЕДИ СОВРЕМЕННИКОВ? Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя бы- ли предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах ПушкинА, в комедии ГрибоедовА «Горе от ума». Над чем же смеялся Гоголь? Объектом его смеха были не монархия, цер- ковь и даже не крепостное право. В первую очередь Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над […]...