И. А. Бродский – Я работал. Я писал стихи

Иосиф Александрович Бродский – выдающийся русский поэт, лауреат Нобелевской и других престижных премий – прошел нелегкий жизненный и творческий путь. Детские года будущего поэта прошли в городе на Неве. Отец Александр Иванович был журналистом и фотокорреспондентом, и морским офицером.

Мать Мария Моисеевна работала бухгалтером. В 15 лет Бродский оставил школу, и устроился фрезеровщиком на завод, потом, работал в больничном морге, позднее освоил ряд профессий (кочегара, матроса, санитара, фотографа), несколько сезонов работал у геологов

их экспедициях на Тянь-Шане, в Казахстане и в Якутии. Занимался также самообразованием, изучал польский и английский языки, англо-американскую поэзию, классическую мифологию, философию. И писать стихи начал в 17 лет, в скором времени получив популярность среди поэтической молодежи.

В конце 50 – х и начала 60-х годов Й. Бродский тесно общается с многими молодыми ленинградскими поэтами. В 1962 году Э. Рейн знакомит его с А. А. Ахматовой, которая потом сыграла важную роль в его творческом формировании. Позднее Бродский рассказывал об “ахматовском кружке”: “Нас было четверо: Рейн, Пустьман, Бобишев и я.

Анна Андреевна называла нас – “волшебный хор”.

В этот же время, в возрасте 23-24 лет Бродский прочитал Мандельштама, Цветаеву, Пастернака, потом стихи Р. Фроста и Д. Донна, которая, как он сам потом сознавался, ошеломили его “спокойным” ужасом. Очевидно, тональность этих стихов была созвучной к мироощущению молодого поэта, уже в ранних произведениях которого четко прозвучали мотивы тоски, пустоты и полнейшей тишины, горечи расставания. В первой половине 60-х годов стихи Бродского, которые уже стал популярными в неофициальных кругах, не находят выхода к читателю.

Поэту приходилось зарабатывать на жизнь переводами и этих заработков, по его словам, едва хватало на кофе, что он выпивал, работая над стихами. Вместе с тем в условиях последних месяцев хрущевской “оттепели” попал под вни мание “компетентных органов”. В феврале 1964 года Й. Бродский был арестован, в марте был вынесен приговор, и поэта осудили “за дармоедство” на пять лет административной ссылки с привлечением к работе.

Его реплики на суде: “Я работал. Я писал стихи” безжалостно отбросывались железными доводами судьи: он официально не принадлежит ни к которой организации, не имеет специального образования, как поэт официально не признан. Причина того, что Бродский попал под суд, – содержание его стихов. Поэт был сослан к село Норинского района Архангельской области на 5 лет с распоряжением обязательно работать.

Но к нему отнеслись по-человечески простые крестьяне, со временем с печалью и теплотой Бродский упоминал в стихах “Осень в Норинском”, “В селе Бог жиет…” и там Бродский пробыл полтора года, потом поэт возвратил в Петербург. Здесь он попробовал активно войти в литературную жизнь, однако условия для творчества были откровенно запретными, и в 1972 году поэт вынужденный был эмигрировать к США. Перед отлетом он написал письмо тогдашнему главе правительства: “Оставляя Россию не из-за того, что сам того захотел, о чем возможно, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право ее которое дает мне полнейшее осознание того, что все сделанное МНОЙ, служит и еще будет служить лишь у имени российской культуры. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое присутствие в литературном процессе.

Я принадлежу русской Культуре, осознаю себя ее составной частичкой, и никакое изменение места проживания на конечный результат повлиять не сможет. Язык наш древнейший и сильнее за государство”.

Живя и работая в Соединенных Штатах, Й. Бродский стал преподавать в университетах и колледжах, выступать с лекциями и, достигши материальной независимости, смог более интенсивно заниматься литературным творчеством. Он выдал ряд поэтических сборников: “Стихи и поэмы”, “Остановка в пустыне”, “Конец прекрасной эпохи”, “Часть речи”, “Римские элегии”, “Новые стансы к Августе”, “Урания”. Йосиф Бродский выступил автором ряда эссе, очерков, литературно-критических статей.

Говоря о его поэзии, следует отметить широту ее проблемно-тематического диапазона. Современность, история, так называемые “вечные”, бытийные, экзистенциальные темы находят в его стихах всегда новое, своеобразное поэтическое трактование. Можно было бы выделить, как это сделал М. Крепе в книге “О поэзии Иосифа Бродского” (США, 1984), его “любимые, коренные темы – время, пространство, Бог, жизнь, смерть, искусство, поэзия, изгнание, одиночество”.

В произведениях Бродского немало непосредственных отзывов на событии, связанные с его Родиной. Так, в стихе “Насмерть Жукова” историческая роль и масштабы деятельности героя-полководца Великой Отечественной войны и вместе с тем драматизм его личной судьбы передаются не только величественной торжественностью лексики и интонации, но и ассоциациями со всемирной и русской историей. “Стихи о зимней кампании 1980 года” – это непосредственный отзыв на войну в Афганистане, который едва лишь началась. Для поэта эта преступная и нечеловеческая акция не была приемлемой.

В 1987 году Шведская Королевская Академия удостоила Й. Бродского Нобелевской премии За достижение в литературе, он стало пятым и среди русских писателей наиболее молодым Нобелевским лауреатом. Через четыре года Й. Бродский стал вторым русским поэтом после А. Ахматовой, который получил мантию доктора в Оксфорде.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

И. А. Бродский – Я работал. Я писал стихи