Естественный и цивилизованный мир в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

Естественный и цивилизованный мир в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»

План

I. Идеалы романтизма.

II. Противопоставление двух миров в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».

1. Основной конфликт произведения.

2. Жизнь цыган — воплощение идеалов свободы.

3. Стремление Алеко к свободе.

4. Эгоизм героя как главное препятствие на пути к свободе.

III. Поэма «Цыганы» в восприятии современного читателя.

Мы робки и добры душою,

Ты зол и смел; — оставь же нас…

А. С. Пушкин

Поэты-романтики главным своим идеалом провозглашали

свободу. Их интерес к экзотическим странам и народам, к древности, к мистике был обусловлен стремлением описать высшую степень независимости личности — внутреннюю свободу.

Романтические герои часто отвергают общепринятые законы, пытаясь подчинить мир законам собственным. Основной конфликт поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» носит романтический характер. Это противоречие между естественной, близкой к природе жизнью свободного человека и существованием людей, ограниченных рамками цивилизации.

Идеал свободы воплощен в жизни цыган. Все поэтично, все прекрасно в их мире. Первые строки поэмы:

«Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют…» — задают тон описанию их быта, нравов, нехитрых законов. Мы как бы воочию видим заснувший мирным сном табор, озаренный луной, старика, ожидающего дочь с прогулки.

Ни слова упрека не скажет отец своей поздно вернувшейся дочери, примет гостя, которому суждено будет разрушить этот идиллически спокойный мир.

В Земфире нет притворства, ханжества. Полюбив Алеко, она раскрывает ему всю душу, зовет его в свой табор, отдает всю себя. С интересом расспрашивает она любимого о покинутом им мире, который представляется ей прекрасным:

…там огромные палаты,

Там разноцветные ковры,

Там игры, шумные пиры,

Уборы дев там так богаты!

Но Алеко устал от «неволи душных городов», где люди «любви стыдятся, мысли гонят, торгуют волею своей, главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Мир цивилизации предстает перед нами как мир призрачный, где мелки души и страсти, где нет места человеку с мятущейся, свободной душой. От этого мира ушел Алеко, чтобы стать свободным.

Ты любишь нас, хоть и рожден

Среди богатого народа;

Но не всегда мила свобода

Тому, кто к неге приучен, —

Говорит отец Земфиры, но влюбленный, счастливый Алеко не верит словам старика: он стремился к свободе, он обрел ее!

Ровно два года длилось счастье Алеко. Когда же он узнал, что Земфира разлюбила его, он решает:

…Нет, я, не споря,

От прав моих не откажусь;

Или хоть мщеньем наслажусь…

Алеко «насладился мщением», он убил и Земфиру, и своего соперника. И тем самым доказал, что по-настоящему он никогда не ценил свободу. Сам он к ней стремился, но за другими не признавал права на свободный выбор.

Цивилизация, привычка к тому, что старик называет «негой», заставляют героя забыть об идеалах свободы. Он попирает законы и цивилизованного мира, и цыганского табора, где не наказывают смертью за измену, где не мстят даже убийце, а изгоняют его со словами: «Оставь нас, гордый человек!»

Герои поэмы «Цыганы» изображены несколько условно: идеализированы картины жизни цыганского табора, преувеличена спокойная мудрость старика, речь Алеко и Земфиры звучит почти одинаково, хотя они представители разных социальных групп. Но поэма потрясает своей внутренней правдой, силой характеров, драматизмом описанных событий. И сегодня она заставляет читателя задуматься об истинных человеческих ценностях: о свободе и ее границах, о любви и верности, о гордости и смирении.


Естественный и цивилизованный мир в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»