ЦВЕТАЕВА, ПАСТЕРНАК, БЫТ, ДЕНЬ И ДОЖДЬ

ЦВЕТАЕВА, ПАСТЕРНАК, БЫТ, ДЕНЬ И ДОЖДЬ…

Они вели переписку. Читали стихи друг друга. Чувствова­ли родство душ.

Она сказала, что он – “единственный современник”, на которого у нее “не хватило грудной клетки”.

Когда в 1922 году Цветаева писала “Световой ливень. Поэзию вечной мужественности” – о сборнике Пастерна­ка “Сестра моя – жизнь”, она определенно ощущала себя не частью жизни – Жизнью. Так и написала: “Моя же спе­циальность – Жизнь”.

И очень емко определила мировос­приятие, характерное

для человека эпохи модернизма.

Этот “модернистский” человек – а таковы лирические герои Цветаевой и Пастернака – всегда ведет внутреннюю борьбу с косностью внешних условностей (быт), всегда удивлен неизбежному (день), всегда открыт неизвестному (дождь)…

Цветаева пишет:

“Быт. Тяжкое слово. Почти как: бык. Выношу его толь­ко, когда за ним следует: кочевников.

Быт – это дуб… Бы­товой дуб и дубовый быт”.

Доминирующий гласный “ы” с отрицательной звуковой семантикой даже на фонетическом уровне подчеркивает

отторжение поэта пространству быта, “быта, как косности,

как обстановки, как дуба…”. А говоря о Пастернаке, чув­ствует: его быт – “не оседлый: в седле”.

Цветаева и Пастернак – они оба – пишут “не о дне вселенском, предвещаемом денницей, не о белом дне, сре­ди которого все ясно, но о стихии дня (света)”.

Пастернак пишет:

Ужасный! Капнет и вслушается,

Все ли он один на свете

Мнет ветку в окне, как в кружевце,

Иль есть свидетель…

…Ни звука. И нет соглядатаев.

В пустынности удостоверяясь,

Берется за старое – скатывается По кровле, за желоб, и через…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЦВЕТАЕВА, ПАСТЕРНАК, БЫТ, ДЕНЬ И ДОЖДЬ