Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак



Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: “Где человек до конца понявший Пастернака?” И сама же пояснила: “Пастернак – это “тайнопись”, “шифр””. Эта фраза может служить предупредительным сигналом для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которого “Лирика Бориса Пастернака”.

Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но его глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, вселенной, а также свежий, взволнованный стих всегда поражали

и до сих пор изумляют ценителей поэтического искусства.

Крупные русские поэты XX века формировались в сложных литературных потоках с различными течениями. А. Блок начинал как символист, В. Маяковский – как футурист, А. Ахматова – как акмеист. Борис Пастернак как поэт “пересекался” сразу с двумя течениями: с символизмом и футуризмом, с Блоком и Маяковским.

Влияние литературных направлений освежило язык его поэзии.

Что же позволило Борису Пастернаку выделиться среди современников? Развитию таланта способствовало то, что будущий поэт рос в благоприятной атмосфере: его отец – академик

живописи, мать – известная пианистка. Он учился за границей, изучал философию, увлекался историей, литературой, музыкой.

Это-то и определило в дальнейшем изящество и музыкальность его стиха.

Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться в мир, но не вторгаться в него, чтобы не нарушить гармонию природы. Ранняя лирика Пастернака – это преклонение перед природой:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Первая книга поэта под названием “Близнец в тучах” вышла к новому, 1914, году.

К концу 1916 года была издана вторая книга стихотворений Пастернака “Поверх барьеров”. Узнав о Февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики “Сестра моя – жизнь” поставила Пастернака в ряд первых литературных имен своего времени.

Слезы восторга и трепет души – постоянные спутники его общения с природой. Борис Пастернак провозглашает: природа – огромный живой организм, в котором есть душа, любовь и язык. Об этом он говорит и в стихотворении “Весна” и во многих стихах из сборника “Сестра моя – жизнь”.

У капель – тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез. В этом стихотворении поэт говорит о саде, по которому пробегают первые лучи солнца, и он, “обрызганный, закапанный” прошедшим ночью дождем (кстати, дождь – любимейшее явление природы Пастернака), загорается, “слепит” невольного наблюдателя.

Творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность Пастернаку как бы по инерции написать следующую книгу стихов – “Темы и вариации”, но эта книга, упрочив его имя, внутренне означала для автора душевный спад, стала причиной недовольства собой.

Постепенно Пастернак свыкается с мыслью, что в такие, революционные, времена лирическая поэзия становится безнравственной и поэт может существовать, лишь сознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой, временем ради вечного:

Мы были людьми.

Мы эпохи.

Нас сбило, и мчит в караване,

Как тундру под тендера вздохи

И поршней и шпал порыванье.

Следует отметить, что поэт не мог (да и не хотел) “замыкаться” только на теме природы. Две революции (1905 и 1917 годов), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели – вот что вместилось в рамки одной жизни. Первой русской революции Пастернак посвятил поэмы “Девятьсот пятый год”, “Лейтенант Шмидт”.

В лирику поэта ворвалась тревога; истребляющая человеческие жизни гражданская война болью пронизывает его стихи:

А в наши дни и воздух пахнет кровью.

Открыть окно – что жилы отворить.

Об этом говорит он в 1918 году в стихотворении “Разрыв”.

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы тогда касались и трогали поэта (это Брюсов, Ахматова, Цветаева, Мейерхольд), вместе с некоторыми другими Пастернак объединил с ранними изданиями и составил сборник “Поверх барьеров”. Итоговыми работами, этого времени стали поэмы “Спекторский” и “Охранная грамота”, в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в работе Союза писателей и выступил с речью на первом его съезде. В это время о нем много писали, он надеялся быть общественно полезным. С осени 1936 года тон печатных публикаций по отношению к Пастернаку резко переменился:

Поезд ушел.

Насыпь черна.

Где я дорогу впотьмах раздобуду?

Радость победы в Отечественной войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но и в их свете Пастернак начал писать роман “Доктор Живаго”, работа над которым заняла целое десятилетие.

Но К. Симонов, тогдашний редактор “Нового мира”, отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено.

Прошло 30 лет двусмысленного замалчивания романа “Доктор Живаго”, и наконец он издан. Печатаются массовыми тиражами, о которых автор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много говорят и пишут.

И все-таки общепринято, что лучшим в творчестве Б. Пастернака являются стихи и переводы.

Во многих произведениях Бориса Пастернака раскрывается его творческая личность. Это стихи “Тишина”, “Ночь”. В них звучит любовь к жизни, он внушает нам свою любовь к бытию, хотя все отчетливее и глубже осознает, что они от него уходят. Столь же сильна его любовь к творчеству: “Цель творчества – самоотдача” (“Быть знаменитым некрасиво…”).

Много стихов Пастернака посвящено женщине (“Ева”, “Женщины в детстве”). Все, чем Пастернак так дорожил всю жизнь, передано в его последних стихах:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою!

(“Когда разгуляется”)

В стихотворениях поэта последних лет явственно чувствуются ноты глубокого драматизма. Свое место в жизни он называет “бедственным” (“Тени вечера волоса тоньше…”) и просит смягчить ему “горечь рокового часа”:

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольного упорство…

Особенно подкупают стихи, написанные опальным поэтом. В них вылились горечь обиды, боль души:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

… Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

(“Нобелевская премия”, 1959)

В последних строках этого стихотворения звучит надежда на пришествие новой эры – милосердия и справедливости. К сожалению, Борис Пастернак мог об этом только мечтать:

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Трудно читать Пастернака, сложен рисунок его творческого пути, но его вклад в русскую поэзию весьма значителен. Его произведения долгое время от нас скрывали. Теперь мы знаем почему.

Поэтому с каждым новым прочтением его стихов мы будем любить его еще больше.

Б. Л. Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения.

Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, даже бегством от окружавшей его советской действительности. Он подчеркивает необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого художника:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда.

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты – времени заложник

У вечности в плену.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Мой любимый поэт и писатель Б. Пастернак