Анализ стихотворения “Быть знаменитым некрасиво” Пастернак Б. Л

“Быть знаменитым некрасиво”
Стихотворение Б. Л. Пастернака “Быть знаменитым некрасиво” (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б. Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности.

Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений.

Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: “Цель творчества – самоотдача, Л не шумиха, не успех”.
В третьей строфе стихотворения Б. Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве. Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: “Услышать будущего зов”. Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку.

Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо “привлечь к себе

любовь пространства”. По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточно глубокая по философской наполненности метафора “любовь пространства” может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой).

Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.
В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жизненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, “отчеркивая на полях”.
Будучи поэтом-философом, Б. Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, “окунаться в неизвестность”, подобно тому, как прячется местность в туман.
БЛ. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам. Ведь главное – повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б. Л. Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа.

Тема назначения поэта и поэзии является глубоко прописанной в русской классической поэтической традиции.
В этой связи стихотворение Б. Л. Пастернака “Быть знаменитым некрасиво” творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой, При этом чередуются женская и мужская рифмы. В стихотворении широко используются изо-бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы (“притча на устах у всех”, “за пядью пять”), антитеза (“пора-женья” – “победы”), а также прием подчеркивания вертикальных координат художественного пространства (“подымает ввысь”, “окунаться в неизвестность”), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характерен для медитативной лирики в целом.

Основным эпитетом является эпитет “живой”, усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно, Б. Л. Пастернак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова “надо”, “должен”, “не должен”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Быть знаменитым некрасиво” Пастернак Б. Л