Что значит быть “особенным человеком”? (По роману Н. Г. Чернышевского “Что делать?”)
В романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” перед нами возникает образ героя, которого сам автор называет “особенным человеком”.
Что значит быть особенным человеком, по замыслу писателя? Как относиться к таким людям?
Рахметов – очень необычная и, безусловно, выдающаяся личность. Друзья о нем думают как о “человеке совершенно черством для личных чувств, не имевшем… личного сердца, которое билось бы ощущениями личной жизни”. На первый взгляд, это представляется действительно так, однако люди, близко знающие героя, видят,
И сам Рахметов говорит о себе: “Ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить”.
“Особенным”, согласно авторскому замыслу, Рахметов стал не сразу. До этого шли годы самовоспитания. С юности герой стремился к совершенству, и моральному, и физическому. Он сутками читает, учится, беседует с полезными, “нужными” людьми.
У него строгий распорядок дня, жесткий режим деятельности. Герой много путешествует, активно трудится, как простой рабочий,
Результатом этой упорной и кропотливой работы над собой и явился “особенный” человек, который “… уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной. И в умственной жизни… Они уже развились в законченную систему, которой он придерживался неуклонно”.
Ригоризм, аскетизм, самоограничение стали основными чертами жизненной системы Рахметова.
Этого героя мы можем в чем-то сравнить с тургеневским Базаровым. Евгений Базаров тоже мог назвать себя “самоломанным”: он, подобно Рахметову, активно занимался самовоспитанием, самообразованием. Однако герой Тургенева воспитал себя в духе нигилизма, что было объяснимо и закономерно в то время. “Сперва нужно место расчистить”, – вот предназначение Базарова.
Каковы же предназначение и жизненные цели Рахметова?
Несмотря на то, что данные герои жили примерно в одно время, персонаж Чернышевского представляется мне следующим этапом, ознаменовавшим иной тип мировоззрения молодого поколения мыслящих людей. Это тип революционера. Чернышевский не заявляет этого открыто, но по сюжету, общему контексту и самому названию романа “Что делать?” мы видим и понимаем, что будущее России автор видит именно за такими людьми, как Рахметов – целеустремленными, волевыми, сильными телом и духом.
Таким образом, Рахметов выступает в произведении Чернышевского не просто как “новый человек”, с новыми моралью, системой ценностей, образом жизни, какими изображаются Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Он – “Особенный человек”, потому что идет дальше, чем эти герои, меньше говорит и больше действует. Для автора Рахметов выступает своеобразным символом не стихийного, случайного, а подготовленного, “профессионального” революционера, чья деятельность тщательно продумана и идейно организована, чьи идеалы выстраданы и сформированы в трудной и многолетней борьбе с обстоятельствами жизни и собой, собственными слабостями, сомнениями
Действительно, Рахметов явился идеалом борца для многих людей поколения Чернышевского и последующих поколений революционеров. Однако вызывает ли этот герой симпатию и доверие у современного читателя? Это вопрос сложный и неоднозначный.
Возможны разные мнения относительно предназначения Рахметова, о его роли в жизни России и месте в романе как персонажа художественного произведения. Думаю, что для своего времени появление Рахметова было естественным и закономерным. Большую роль играет Рахметов и в романе, несмотря на то, что его место только обозначено, намечено автором в единственной главе.
Чернышевский полагал, что без этого героя было бы нарушено главное требование к произведению – требование художественности. Без него картина русской действительности той поры была бы не только не полной, но и искаженной.
Однако, на мой взгляд, человек не должен превращаться в машину, уподобляться бездушному механизму самосовершенствования. Работа над собой не должна быть в ущерб духовности, человечности, естественности. Всего этого, столь необходимо любому человеку и так актуальному сегодня, не хватало герою Чернышевского!