Что такое Пейзаж? Определение
Пейзаж (от франц. pays — страна, местность) — изображение природы в художественном произведении. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом, интерьерами, диалогами и т.д.) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений. В древней, средневековой литературе и фольклоре образы природы олицетворяются и даются персонифицированно: образ ветра, солнца, луны.
При этом употребляются постоянные эпитеты: «ясное солнышко», «синие молнии»,
Так, для классицизма характерны «идеальные» пейзажи, торжественные, величественные картины природы, на фоне которых воспевается важное событие или определенный герой (ода «На взятие Измаила» Г.Р. Державина).
Пейзаж у сентименталистов (Э. Юнг, Т. Грей, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Жуковский, Н.М.
Карамзин), культивирующих чувство, «жизнь сердца» и противопоставляющих
Жуковского). Как правило, описывалась ночь или поздний вечер. Пейзаж данного типа еще называют «оссианическим», приписывая его средневековому галльскому барду Оссиану. Аналогичный пейзаж мы находим у
В.А. Жуковского:
Бросая тихий блеск на дебрь, и дол, и лес,
Луна невидимой стезею
Среди полунощных небес
Свершает, мирная, свой ток уединенный.
(«Песнь барда»)
Подобный пейзаж и усвоил Пушкин в своей ранней поэзии. Его мы встречаем в стихотворении «Кольна» («Подражание Оссиану»):
Источник быстрый Коломоны,
Бегущий к дальним берегам,
Я зрю, твои возмущенные волны Потоком мутным по скалам При блеске звезд ночных сверкают Сквозь дремлющий пустынный лес,
Шумят и корни орошают Сплетенных в темный кров древес.
Твой мшистый брег любила Кольна.
Иной характер носит пейзаж в произведениях романтиков (Дж. Байрон, И. Гете, В.А. Жуковский, А.С.
Пушкин, М.Ю. Лермонтов). Это экзотический пейзаж: описание моря, гор, мощной, неукротимой и неподвластной человеку природной стихии. Характерными чертами романтического героя были мрачность, разочарованность, «хлад души», стремление к свободе, бунту, с одной стороны, и сила чувств и переживаний, с другой.
Отсюда и стремление романтиков уйти от обычной, знакомой среды. Роскошная и могучая природа юга неизменно привлекала поэтов:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев,
Прозрачной зеленью листов;
И грозды полные на них,
Серег подобье дорогих,
Висели пышно, и порой К ним птиц летал пугливый рой.
(М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»)
Картины южной природы М.Ю. Лермонтов воссоздает и в прозе — в романе «Герой нашего времени»: «Уже солнце начало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, чтоб успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору, и во все горло распевал песни. Славное место эта долина!
Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею». Однако данный пейзаж — еще и фотографически точная картина места действия.
Однако, уже начиная с А.С. Пушкина, характер пейзажа в русской литературе начинает меняться. Экзотический кавказский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. В стихотворении «Румяный критик мой» простой, незатейливый пейзаж иллюстрирует поэтическую позицию Пушкина:
Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
За ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
В прозе же пушкинский пейзаж отличается четкостью и лаконизмом: «Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями.
Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло» (повесть «Капитанская дочка»).
В литературе XIX века образы природы уже проходят через призму индивидуально-авторского восприятия писателя. Так, мы можем говорить о пейзажах И.С. Тургенева, Л.Н.
Толстого, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф.М. Достоевского, А.А. Фета, Ф.И.
Тютчева, И.А. Бунина. Пейзажи здесь и самоценны, и играют важную роль в раскрытии внутренней жизни героев.
Функции пейзажа в художественном произведении могут быть различны. Так, пейзажи способствуют реалистически точному изображению автором всех явлений природного мира, места и времени действия («самоценный пейзаж» — «Записки охотника» И.С. Тургенева).
Пейзаж может служить средством характеристики индивидуально-личностных черт персонажа (картина усадьбы Манилова в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя) или передавать тонкие душевные движения героев — образ дуба в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого). Пейзаж может быть непосредственно связан с сюжетным ходом повествования (оттеняет происходящие события, задерживает повествование перед важным сюжетным поворотом или кульминацией, выступает в функции художественного предварения, мотивирует дальнейший ход событий — сцена бурана в повести «Капитанская дочка» А.С.
Пушкина имеет символический смысл, дана непосредственно перед знакомством Гринева с вожатым и мотивирует знакомство героев). Кроме того, существует лирический пейзаж, передающий чувства автора и создающий определенное настроение (не связанный непосредственно с развитием сюжетного действия — описание ночного неба над Невою в первой главе романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина).
Одновременно пейзажи подобного типа формируют образ автора в глазах читателей. Также мы можем выделить пейзаж символический (символизирует важные авторские мысли, философские взгляды — описание неба Аустерлица в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого), пейзаж фантастический (вымышленный или создающийся в снах героев — эпизод с цветами во сне Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Ф.М.
Достоевского) [50].
С точки зрения предмета изображения существует пейзаж деревенский (пейзажи Н.А. Некрасова) и городской (пейзажи Ф.М. Достоевского).