Что такое «Интерьер в литературе»
ИНТЕРЬЕР в литературе — образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни.
Автору необязательно описывать то, что само собой разумеется для читателя, к которому он адресуется. Так, Пушкин, создавая «Евгения Онегина» для людей в общем своего круга, преимущественно петербуржцев, лишь с «галантерейной» точки зрения описывает в первой главе «кабинет / Философа в осьмнадцать лет», а в начале второй заметно подробнее — «высокие
С обыкновенным у Гоголя часто соседствует неожиданно необыкновенное, но отнюдь не в высоком смысле. Такова картина в общей зале гостиницы, изображающая нимфу со столь заметной частью тела, что она аттестуется как «игра природы», таков и щуплый Багратион «между крепкими греками», чьи изображения почему-то украшали гостиную Собакевича, где все предметы имели «какое-то странное сходство с самим хозяином дома». Для изображения жилища Плюшкина оказывается достаточно сказать про «кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты» (болезненно скупой помещик «все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе…»).
И. А. Гончаров, описывая квартиру Обломова, не раз обращает внимание на пыль, которую Захар ленился смахивать с мебели. В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского мы попадаем в совершенно нищенские обиталища, такие, как проходная комната, где живут Мармеладовы — двое взрослых и трое детей: «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье.
Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, ничем не покрытый.
На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».
Меньшую роль играет интерьер у писателей, которые не так прямо выходят в своем творчестве на собственно социальную проблематику: М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Иногда, особенно в XX в., интерьер приобретает черты символа. По словам Лариосика в пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных», его «корабль» в буре гражданской войны «прибило в эту гавань с кремовыми шторами» — таким спасительным прибежищем предстает уютный дом, где прочны, когда все вокруг непрочно, подлинные семейные (фамильные) и дружеские узы.
Елка в комнате, показанная на советской сцене 20-х гг., была дерзким напоминанием об искоренявшихся тогда дореволюционных обычаях. В «Чистом понедельнике» И. А. Бунина героиня воплощает загадочный русский характер, в котором, как считает автор, причудливо перемешались западное и восточное начала, а духовное для нее, женщины с эстетическим вкусом, гораздо важнее материального, поэтому «в доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные. В первой много места занимал широкий турецкий диван, стояло дорогое пианино» (инструмент западного происхождения), а над диваном «зачем-то висел портрет босого Толстого» — европейски образованного писателя, аристократа, желавшего жить, как испокон веков жили русские крестьяне (это ассоциировалось с восточной «неподвижностью» истории), и порвавшего со всей своей прежней жизнью, что сделает и героиня бунинского рассказа.
В XX столетии у А. П. Чехова, М. Горького разрастаются и отчасти приобретают повествовательный характер ремарки в драме, в том числе описывающие место действия. Обычно это интерьеры.