Что известно о прозе Марины Цветаевой?
«Вся моя проза — автобиографическая» — признавалась М.И. Цветаева в автобиографии. Она писала о том, что пережила сама, о тех людях, с которыми была знакома и встречалась, в прозе она даже не изменяет их имена.
Но это не мемуары, не документальная, а именно художественная литература.
События и впечатления детства Цветаевой отражены в повестях «Мать и музыка», «Черт», рассказах «Сказка матери», «Башня в плюще», О своей матери, Марии Александровне Мейн, Цветаева рассказывает в таких произведениях, как «Мать
Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики… После такой матери мне оставалось только одно — стать поэтом».
О своем отце, Иване Владимировиче Цветаеве, Марина Ивановна рассказывает в шести новеллах под общим названием «Отец и его музей». И.В. Цветаев — профессор Московского университета, основатель
Ибо раздаривал он до последнего вздоха… А сколько бедных студентов, бедных ученых, бедных родственников поддерживал он!».
В очерке «Башня в плюще» (1933) Цветаева вспоминает о том, как они с сестрой жили и учились в пансионе во Фрейбурге (Германия), точнее, описывает один день — Пасху 1905 г. и переживания маленьких девочек, связанные с посещением дома, хозяйка которого ведет с ними беседы, казалось бы, вполне детские. Но временная перспектива и жизненный опыт автора показывают многозначность простых вопросов и неслучайность наивных ответов, высвечивающих суть характеров детей, обусловивших их судьбы.
Неустойчивость жизни в эмиграции, ощущение своей чужеродности передано Цветаевой в рассказах «Страховка жизни» и «Китаец».
Особенности прозы Цветаевой пристально анализировал поэт И. Бродский: «Фраза строится у Цветаевой не столько по принципу сказуемого, следующего за подлежащим, сколько за счет собственной поэтической технологии: звуковой аллюзии, корневой рифмы. То есть читатель все время имеет дело не с линейным аналитическим развитием, но с кристаллообразным (синтетическим) ростом мысли… Цветаева показывает своему читателю, из чего слово — мысль — фраза — состоит; она пытается — часто против своей воли — приблизить читателя к себе: сделать его равновеликим. …К тому же повествование ее, в строгом смысле, бессюжетно и держится, главным образом, энергией монолога» («О Цветаевой»).