Анализ стихотворения Жди меня, и я вернусь – Симонов

Стихотворение “Жди меня, и я вернусь…” было написано К. Симоновым в 1941 году. Оно посвящено любимой женщи­не поэта – актрисе Валентине Серовой. Интересно, что сам автор не собирался печатать это стихотворение: оно казалось ему слишком камерным, интимным, лишенным гражданско­го содержания. “Я считал, что эти стихи – мое личное дело, – рассказывал затем К. Симонов. – Но потом, несколько ме­сяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сут­ками где-нибудь в землянке

или в занесенном снегом бревен­чатом домике, в эти часы, чтобы скоротать время, мне при­шлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворе­ние “Жди меня”, которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека.

Именно этот факт, что люди пере­писывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, – и заставил меня через полгода напечатать его в газете”1.

Однако история стихотворения на этом не заканчивается. Оно было не принято в “Красной звезде”, и Симонов

воспри­нял это как должное. Редактора “Правды” П.Н.

Поспелова поэт счел нужным заранее предупредить о том, что “это стихи не для газеты”. Однако в 1942 году оно было опубликовано в газете “Правда”. Позже стихотворение вошло в лирический цикл “С тобой и без тебя”.

Стихотворение было очень популярно в годы Великой Оте­чественной войны. Как только оно появилось в “Правде”, его сразу же переписали в свои блокноты тысячи бойцов. Тысячи солдат в своих письмах домой говорили о самом главном, чем они жили, о чем думали.

Однако многим критикам цикл “С тобой и без тебя” не по­нравился. В качестве аргументов высказывались мысли о том, что в стихотворениях поэта “идея революции неощутима”, “где-то проглядывает культ войны, культ солдата”, на ряде строчек “лежит печать явной спешки”, слово “жди” “из на­стойчивого делается назойливым и перестает работать в смыс­ловом отношении”. Более того, ходил слух, что Сталин вы­сказал мысль о том, что надо бы издать эти стихи в двух эк­земплярах – “один – ей, другой – автору”.

По своему жанру произведение представляет собой любов­ное послание, обращение к любимой “побудительно-закли- нательного характера”. Мы можем отнести его к интимной лирике. Также здесь присутствуют элементы, придающие про­изведению характер исповеди.

Однако в стихотворении при­сутствуют также и гражданские мотивы – выполнение геро­ем своего долга, его вера в победу.

Стихотворение построено в виде монолога лирического ге­роя, бойца, обращенного к любимой женщине. Монолог ли­рического героя носит здесь разговорный характер. Каждая строфа стихотворения имеет кольцевую композицию. Клю­чевые слова здесь – “жди меня”.

Каждая строфа начинается с этих строк (а в первой строфе они проходят рефреном), поэто­му они звучат здесь как заклинание. А заканчиваются стро­фы той же просьбой, обращенной к любимой: “Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет”, “Жди. И с ними заодно Вы­пить не спеши”.

Исследователи отмечали характерные черты поэтического стиля К. Симонова. “Если говорить о таких его лучших сти­хах, как “Жди меня…”, “Если дорог тебе твой дом…”, “Тыпо- мнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”, то они строятся не как простая, обыденно-спокойная беседа с читателем. В каж­дом из них тема овладевает поэтом как одно-единственное чувство, страсть, и эта тема-страсть определяет собой строй и звучание стиха. Симоновский поэтический разговор от­личает открытая прямота”.

Первая строфа – это рассказ о трудной жизни героини, любимой поэта. “Желтые дожди” наводят грусть, время ка­жется бесконечным, зиму сменяет лето, метель – жара. А меж­ду тем “других” уже не ждут, писем не приходит. Мы видим, сколько душевных сил, терпения, мужества и веры требует это умение ждать бойца с фронта.

Вторая строфа углубляет и развивает мотивы предыдущей. Она является кульминационной в развитии темы ожидания.

Испытание разлукой могут не выдержать “друзья”, родные – “сын и мать”, выпивающие “на помин души”. Но это испыта­ние под силу любимой и любящей женщине. Она не должна поверить в смерть любимого, должна выдержать все испыта­ния.

И ее любовь, вера способны творить чудеса. Здесь мы видим противопоставление веры, любви героини и безверия, забвения всех окружающих.

В третьей строфе ситуация ожидания заканчивается. Все напряжение, кульминационная точка второй строфы разре­шаются здесь в светлый аккорд:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: – Повезло.

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Здесь словно подводится итог этому ожиданию, этой спо­собности героини:

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Эти строчки – апофеоз русской женщины, ее терпения, любви, ее душевных качеств. Любовь – великая сила, побеж­дающая смерть. Она способна сберечь воина в смертельном бою.

Такова основная мысль этого произведения.

В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстоп­ный хорей, рифмовка – перекрестная. По своим художествен­ным средствам оно крайне скупо, но скупость речи оттеняет­ся в нем глубиной чувств, однообразие ритма усилено про­никновенностью одного всеохватывающего душевного состо­яния. Поэт использует различные средства художественной выразительности: анафору (каждая строфа), эпитет (“желтые дожди”, “горькое вино”), метафору (“Ожиданием своим Ты спасла меня”), фразеологизм (“всем смертям назло”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Жди меня, и я вернусь – Симонов