Анализ стихотворения Жди меня, и я вернусь – Симонов
Стихотворение “Жди меня, и я вернусь…” было написано К. Симоновым в 1941 году. Оно посвящено любимой женщине поэта – актрисе Валентине Серовой. Интересно, что сам автор не собирался печатать это стихотворение: оно казалось ему слишком камерным, интимным, лишенным гражданского содержания. “Я считал, что эти стихи – мое личное дело, – рассказывал затем К. Симонов. – Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке
Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, – и заставил меня через полгода напечатать его в газете”1.
Однако история стихотворения на этом не заканчивается. Оно было не принято в “Красной звезде”, и Симонов
Поспелова поэт счел нужным заранее предупредить о том, что “это стихи не для газеты”. Однако в 1942 году оно было опубликовано в газете “Правда”. Позже стихотворение вошло в лирический цикл “С тобой и без тебя”.
Стихотворение было очень популярно в годы Великой Отечественной войны. Как только оно появилось в “Правде”, его сразу же переписали в свои блокноты тысячи бойцов. Тысячи солдат в своих письмах домой говорили о самом главном, чем они жили, о чем думали.
Однако многим критикам цикл “С тобой и без тебя” не понравился. В качестве аргументов высказывались мысли о том, что в стихотворениях поэта “идея революции неощутима”, “где-то проглядывает культ войны, культ солдата”, на ряде строчек “лежит печать явной спешки”, слово “жди” “из настойчивого делается назойливым и перестает работать в смысловом отношении”. Более того, ходил слух, что Сталин высказал мысль о том, что надо бы издать эти стихи в двух экземплярах – “один – ей, другой – автору”.
По своему жанру произведение представляет собой любовное послание, обращение к любимой “побудительно-закли- нательного характера”. Мы можем отнести его к интимной лирике. Также здесь присутствуют элементы, придающие произведению характер исповеди.
Однако в стихотворении присутствуют также и гражданские мотивы – выполнение героем своего долга, его вера в победу.
Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, бойца, обращенного к любимой женщине. Монолог лирического героя носит здесь разговорный характер. Каждая строфа стихотворения имеет кольцевую композицию. Ключевые слова здесь – “жди меня”.
Каждая строфа начинается с этих строк (а в первой строфе они проходят рефреном), поэтому они звучат здесь как заклинание. А заканчиваются строфы той же просьбой, обращенной к любимой: “Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет”, “Жди. И с ними заодно Выпить не спеши”.
Исследователи отмечали характерные черты поэтического стиля К. Симонова. “Если говорить о таких его лучших стихах, как “Жди меня…”, “Если дорог тебе твой дом…”, “Тыпо- мнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”, то они строятся не как простая, обыденно-спокойная беседа с читателем. В каждом из них тема овладевает поэтом как одно-единственное чувство, страсть, и эта тема-страсть определяет собой строй и звучание стиха. Симоновский поэтический разговор отличает открытая прямота”.
Первая строфа – это рассказ о трудной жизни героини, любимой поэта. “Желтые дожди” наводят грусть, время кажется бесконечным, зиму сменяет лето, метель – жара. А между тем “других” уже не ждут, писем не приходит. Мы видим, сколько душевных сил, терпения, мужества и веры требует это умение ждать бойца с фронта.
Вторая строфа углубляет и развивает мотивы предыдущей. Она является кульминационной в развитии темы ожидания.
Испытание разлукой могут не выдержать “друзья”, родные – “сын и мать”, выпивающие “на помин души”. Но это испытание под силу любимой и любящей женщине. Она не должна поверить в смерть любимого, должна выдержать все испытания.
И ее любовь, вера способны творить чудеса. Здесь мы видим противопоставление веры, любви героини и безверия, забвения всех окружающих.
В третьей строфе ситуация ожидания заканчивается. Все напряжение, кульминационная точка второй строфы разрешаются здесь в светлый аккорд:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: – Повезло.
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, –
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Здесь словно подводится итог этому ожиданию, этой способности героини:
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Эти строчки – апофеоз русской женщины, ее терпения, любви, ее душевных качеств. Любовь – великая сила, побеждающая смерть. Она способна сберечь воина в смертельном бою.
Такова основная мысль этого произведения.
В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстопный хорей, рифмовка – перекрестная. По своим художественным средствам оно крайне скупо, но скупость речи оттеняется в нем глубиной чувств, однообразие ритма усилено проникновенностью одного всеохватывающего душевного состояния. Поэт использует различные средства художественной выразительности: анафору (каждая строфа), эпитет (“желтые дожди”, “горькое вино”), метафору (“Ожиданием своим Ты спасла меня”), фразеологизм (“всем смертям назло”).