Анализ стихотворения: Отцы пустынники и жены непорочны

А.С. Пушкин – стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны”.

Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны…” было написано А.С. Пушкиным 22 июля 1936 года. Оно вхо­дит в так называемый “каменно островский цикл” и пред­ставляет собой поэтическое переложение молитвы Ефрема Сирина.

Композиционно стихотворение состоит из трех частей. Первые две части – это своеобразное вступление. Здесь поэт идет по пути постепенного сужения темы, предмета раз­говора.

Начинается стихотворение с упоминания поэта об “отцах

пустынниках” и “женах непорочных”. Здесь Пушкин имеет в виду монахов-отшельников IV-VI веков, современников и последователей Ефрема Сирина. Многие из них являлись ав­торами трудов по богословию.

Словосочетание “жены непо­рочны” напоминает нам об обращении к Богоматери: Всенепорочная Дева. Также это выражение отсылает нас к посла­нию Апостола Павла: “как церковь перед Христом, так и жена перед мужем должна быть свята и непорочна” (Еф.5:25).

“Отцы пустынники и жены непорочны” сложили множество прекрасных молитв, но лишь одна из них особенно дорога по­эту, та, которую “священник

повторяет Во дни печальные Великого поста”. Здесь начинается вторая часть стихотворе­ния. Тема уже конкретизируется, поэт говорит о молитве Еф­рема Сирина.

Именно эта молитва рождает в душе его “умиле­ние”. В церковной традиции “умиление” – это дар Божий, чувство раскаяния, оно приходит к человеку вместе с Благо­датью. Поэтому в пушкинском тексте это понятие означает: человек испытывает потребность в молитве и покаянии.

И молитва эта незримо помогает человеку. Цель же молитвы – “сердцем возлетать во области заочны”, укреплять его “средь дольних бурь и битв”. Здесь имеются в виду и земные искуше­ния, и жизненные бури, неурядицы, которые так преследуют людей на протяжении их существования.

Также поэт говорит об особой роли сердца во всей духовной жизни человека. “Биб­лия приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление со­вести…”. Именно чистый сердцем человек способен донести свою молитву “во области заочны”.

Третья часть стихотворения представляет собой поэтичес­кое переложение молитвы Ефрема Сирина. Поэт здесь обра­щается к Богу, прося избавить душу от пороков. И первым здесь идет “дух праздности унылой”. Здесь речь идет об опус­тошенности души, житейской суете, о лености, застое в ду­ховной и материальной жизни.

Следующий губительный по­рок, по мысли поэта, – “любоначалие”. Страсть любоначалия – это желание наставлять, властвовать, командовать. Оборотная сторона этого греха – гордыня, высокомерие. За­тем речь идет о “празднословии”.

Это один из губительных пороков, которым часто страдают окружающие нас люди. В евангельском тексте читаем: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда” (Мф, 12:36).

Затем поэт просит даровать ему особое духовное зрение – возможность увидеть и осознать собственные грехи. С этим процессом тесно связано восприятие окружающих нас людей, неосуждение ближнего.

Таким образом, в этом стихотворении поэт утверждает огромное значение молитвы в человеческой жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения: Отцы пустынники и жены непорочны